Зима. Холода. Начало зимы в Смоленской области выдалась очень холодной. Температура опускалась до -25. К тому же снега почти не было.
Вот уже полмесяца прогноз погоды дразнил меня Сочинской жарой. В начале месяца там было +15. Потом температура упала до +5, но, по сравнению с нашими -15, это было всё же очень заманчиво.
С момента возвращения из своего летнего автостопного путешествия в Сочи я готовился к зимней поездке. Хотелось посмотреть на южную зиму.
Я купил тёплый спальный мешок за 1200 рублей ($40) и туристический коврик за 250 рублей. Испытания спальник проходил в нашем лесу при -20 градусах. Испытания он прошёл, и по поводу ночёвки я не беспокоился.
И вот настал день Конституции. 12 декабря. С трудом получив отпуск до конца года, я направился на юг, вдогонку за осенью.
Оборудование
Рюкзак получился вполне объёмистый. Весил он 10 килограмм (как и летом), но места занимал намного больше.
Спальник был упакован в специальный компрессионный мешок, купленный за 110 рублей. Он ужимается специальными ремешками. Ещё в рюкзаке находились: котелок, набитый сухими супами, бич-пакетами и пачками кофе (3 в 1); металлическая кружка, ложка, банка с сахаром, фонарик-жучёк, фотоаппарат и набор книжек для пропаганды.
Кроме рюкзака в руках у меня оказался свёрнутый в рулон и упакованный в чехол от спальника туристический коврик. Внутри, кроме коврика, ещё находилась плёнка и некоторая одежда.
Одежда состояла из трико, джинсов и широкого трико-чехла, надеваемого поверх всего этого (короче трое штанов). Обычный свитер, шарф, кожаная куртка. Лыжная шапка. Перчатки. Никаких супер-тёплых пуховиков я не использовал.
А вот с аппаратурой мне не повезло. Фотоаппарат сломался, и мне пришлось в Красной Поляне купить новый за 300 рублей ($10). Для записи дневника я взял диктофон. Он тоже гикнулся почти сразу, и мне пришлось писать дневник по старинке в тетрадке ручкой, которая с удовольствием замерзала при каждом удобном случае.
Зимой светает позже, а темнеет раньше. Поэтому примерно половину дороги мне предстояло пройти ночью. Для того, чтобы меня в темноте было видно я сшил себе специальную жилетку. Достав по-блату путейскую железнодорожную жилетку, я нашил на неё, купленные в магазине в Москве, светоотражающие полосы (СОПы). Кроме вертикальных и горизонтальной полос (как у ДПС-ников) на груди этими же полосами я написал АВТОСТОП. Эта жилетка заметно прибавила мне скорости.
12.12.02 Четверг (день Конституции)
Наконец-то пошёл снег. До сих пор снега не было. Зима была холодная, но бесснежная.
До вокзала меня довёз автобус за 3 рубля.
"Эти люди и не подозревают, насколько далеко я собрался", - думал я, глядя на пассажиров: "Для них это обычный выходной".
В электричке контролёр отобрал у меня 13 рублей 30 копеек. Да я и не сопротивлялся. Нехорошо отказывать нуждающимся.
- Закурить не найдётся, - спросил у меня мужик в электричке.
- Не. Я не курю, - ответил я. - Слишком дорого сейчас курить
.- Да... - понимающе сказал мужик. - Лучше уж пить, чем курить.
В Гагарине уже лежало немного снега. Я даже не сразу узнал вокзал и пришлось уточнить это у населения.
И вот первая машина: легковушка до трассы. Мы ехали за междугородним автобусом.
- У меня сосед работает на таком автобусе, - сказал водитель. - Жаль что это не он, а то бы мог доехать по знакомству.
В 09:15 я высадился на Гагаринском посту. Пританцовывая, я начал стопить в сторону Москвы. И застопил. Аж до самой Москвы. Газель из Смоленска.
По МКАДу меня везла Нива. Я сел на заднее сиденье, так как на переднем пассажирском сиденье был парень лет двадцати. Рулил машиной мужик, лет пятидесяти.
Сначала, увидев мою жилетку с надписью АВТОСТОП, вспомнил, как несколько раз ездил автостопом в Европу к другу в костюме дорожного рабочего. Потом, узнав, что я еду на Кавказ, рассказал, что "весь Кавказский хребет прошёл пешком".
Потом он начал меня переубеждать:
- Какой-то путешественник говорил: Мой сундук десять раз прошёл вокруг света, но так сундуком и остался. Пока молодой надо деньги зарабатывать.
Сам он работал "реконструктором". Этим гордым словом он называл замазывание царапин на паркете, мебели и тд. В подтверждение этому он начал разговор со своим напарником про подбор красок.
Высадил он меня на повороте из Москвы в 12:45. Термометр на бензозаправке показывал -1. Пару дней назад было -20. А теперь повалил снег, и на дороге образовались опасные снежные заносы.
Возле меня остановилось жёлтое такси. Её бока были разрисованы шашечками, а на крыше красовалась желтая лампа. "Во попал", - подумал я. Подхожу, открываю дверь.
- Извините, я не такси ловлю. У меня денег нет. Я в Сочи автостопом еду.
- Да я понял. Садись подвезу. Всё равно домой еду.
- А до куда я с вами доеду?
- До Домодедова.
- Класс.
Позже был подобран ещё и солдатик. Он голосовал на перекрёстке и тоже не сразу понял альтруистические намерения водителя.
- До Домодедова. Бесплатно. Садись, - крикнул я ему, открыв дверь.
Солдат ехал в какой-то посёлок на "М". Малино, Михнево или Мещерино. Не помню.
Он спросил, сколько можно заработать за ночь таксистом.
- 1000 рублей можно сделать?
Водитель кивнул.
В 13:10 я высадился на Домодедовском повороте.
Я прошёл за мост. Крайняя полоса дороги была засыпана ровным слоем снега толщиной сантиметров пять. По ней машины не ездили и стопить пришлось на второй полосе. Стоять приходилось на снегу, чтобы не мешать проезжающим, но не подбирающим меня, машинам.
Дальше я ехал на москвиче со скрипящими дворниками. Он ехал в Ступино и высадил меня на повороте в 14:30.
Следующая попутка отличалась от предыдущей только тем, что ехала до развилки на Волгоград. Дворники тоже скрипели. На развилке я высадился в 15:00.
Седьмой моей машиной был ЗИЛ. Он ехал в город Венёв. А я думал, что этот город называется Венев (ударение на первое "е"). Оказывается Венёв (ударение на "ё").
Остановилась Жигули.
- Здрасти, можно с вами в сторону Воронежа проехать. Хоть до Ефремова.
- А ты дорогу знаешь?
Странный вопрос.
- Знаю, что тут знать. Да и карта есть, если что.
- Ну садись, поехали.
Я сел опять на заднее сиденье. За рулём был упитанный мужик, рядом с ним, на переднем сиденье, сидела девушка, совершенно не его комплекции. Ехали они в Ефремов из Москвы. Штурманом была девушка (она ехала на родину). Дорогу она помнила плохо, и они всё время, пока ехали от Москвы, сомневались, по правильной ли дороге они едят. Я успокоил их и заверил, что до Ефремова мы доедем обязательно, хотя и не скоро.
- Ничего, ничего. Мы лучше медленно поедем. А то по такой дороге... А мне жизнь дорога как память, - пошутил мужик.
- Память о чём? - спросила девушка.
- О себе любимом.
Стемнело. Мы проехали мимо поста ГАИ. Вскоре нас догнала и прижала к обочине сверкающая как новогодняя ёлка милицейская машина с включёнными сиренами. Мы остановились, и водитель пошёл разбираться.
Оказалось, у нас не работают задние габариты. Вскоре водитель вернулся в машину, и мы поехали. Было решено ехать до ближайшего поста в сопровождении милицейской машины и там отремонтировать фонари.
Милицейская машина вскоре куда-то подевалась, но мы всё же остановились на посту, и водитель пошёл ремонтировать фонари. С этим делом он справился быстро: просто отошёл проводок при погрузке чего-то в багажник. Фонари загорелись, и мы поехали дальше.
В 19 часов я высадился на повороте в Ефремов.
Похолодало. Я вышел из машины и сразу принялся за одевание третьих штанов и шарфа.
Я находился на территории поста ДПС, который почему-то был закрыт. Над ним висел фонарь и освещал окрестности и, должно быть, слепил глаза водителям. Из живых людей был только раздувающий мангал шашлычник на другом берегу дороги. Там же светились окошками несколько придорожных кафешек.
Я начал стопить. Впервые моя светящаяся жилетка работала по своему прямому назначению. Ведь она предназначена для стопа в темноте, а до сих пор я ехал только днём. Теперь я светился в лучах фар, напоминая мента, и шугал многих недобропорядочных водителей
.Первая же машина остановилась. Обрадовавшись эффективности жилетки, я подбежал к двери.
- Здрасти, можно с вами в сторону Воронежа. А... У вас народу полно, - свободного места буквально не было. - Ну, извините.
- Я думал ты... - засмеялся водитель, но побоялся сказать слово "мент" (мало ли, кто я), а другого слова всё не мог подобрать.
- Вы меня за мента приняли?
Он кивнул.
- Ну извините уж. У меня ведь на груди написано. Я в Сочи автостопом добираюсь.
- Ну счастливого пути, - сказал водитель.
- Вам того же, - сказал я и закрыл дверь. Облом...
Теперь я стопил осторожнее и старался как можно меньше походить на мента. Водители замечали меня издалека, притормаживали, потом удивлёнными лицами читали надпись, и давали газу пуще прежнего. Некоторые останавливались, но толку от этого было мало. Либо они ехали не далеко, либо все места были заняты.
Постояв немного, я решил войти в контакт с местными жителями с целью возможного получения продовольственных благ и подошёл к шашлычнику.
- Здравствуйте, это Ефремов, да? - спросил я первое, что пришло в голову.
- Да, Ефремов. А тебе куда надо? - спросил шашлычник, оказавшийся кавказцем.
- Я в Сочи на попутках еду.
Шашлычник не выразил удивления, а просто предложил мне зайти в кафе погреться, а сам пообещал подсадить меня в машину, которая скоро остановится поужинать. Сомневаясь в эффективности такой подсадки, а таки вошёл в кафе. За мной вошел и шашлычник.
- К нам пришёл АВТОСТОП, - с улыбкой сказала продавщица.
- Да, - сказал я, доставая кружку. - Можно сюда налить кипятку или чаю, если можно.
- Может вам кофейку заварить? - услужливо предложила продавщица.
- Можно и кофейку, только у меня денег нет.
Продавщица не ожидала такого поворота событий.
- Да кипятку налей ему и всё, - отрезал кавказец-шашлычник.
Так и было сделано. Я достал из рюкзака баночку с чаем и сахар и заварил чаю.
- Женат? - спросил шашлычник.
- Нет. Был бы женат, дома бы сидел, - отшутился я.
- Работать едешь?
- Нет. В отпуск.
- Зимой в отпуск, - недоверчиво переспросил кавказец. - Беглец, наверное.
Я чуть не поперхнулся:
- Беглец?!! От кого?
- Да от родителей.
Позже в Сочи у местных я узнал, что зимой на побережье съезжаются зимовать бомжи и просятся работать на огородах. Видимо за одного из них и принял меня этот шашлычник.
- Ты хочешь сказать, что родители знают, куда ты поехал, и отпустили?
- Конечно знают.
Он недоверчиво хмыкнул.
- Ладно, отстань от человека, - вступила в разговор продавщица.
- Вон, она у нас тоже холостая, - огрызнулся он.
- Ну хватит, - прикрикнула она на него.
- А что я сказал? - засмеялся кавказец.
В углу работал старый большой черно-белый телевизор, по которому шла программа Время. Показали сюжет про валяльщиков валенок, которые зарабатывают на жизнь их валянием. Я допил чай.
- Спасибо вам, - сказал я, укладывая рюкзак. - Пойду спать.
- Куда?
- Да вон в кусты зайду и лягу.
- Ты что с ума сошёл! - удивился кавказец.
- У меня спальник тёплый, - попытался успокоить я его. - Я его дома при -20 проверял.
- Жить надоело, - почти кричал он
.- Да в чём дело. Почему жить надоело? - не понял я.
- Замёрзнешь!
- Не замёрзну. Увидимся утром, - сказал я, выходя из двери. - Спокойной ночи.
- Сумасшедший, - буркнул на прощание шашлычник.
Мороз был градусов 10. Я прошёл метров 20 по прилегающей дороге, сошёл в кусты и прошёл ещё метров 10. Нашёл ровную и защищённую от взглядов с дороги площадку, развернул задубевший от холода пластиковый коврик-пенку, на него распаковал спальник и улёгся спать. Плёнкой не накрывался, ибо дождя не ожидалось. :) А зря не накрылся.
Для тех, кто не верит, скажу ещё раз: в спальнике тепло. Единственная проблема, это дыхание. Во-первых душно, а, открыв вентиляцию, выпускаешь тепло. Правда, вскоре находишь оптимальный размер окошка и больше не страдаешь ни от одного, ни от другого. К тому же во время сна дышишь медленнее, и вполне хватает воздуха, проходящего сквозь стенки спальника.
Во-вторых, влага от дыхания оседает на спальнике и он отсыревает. Особенно отсыревает внешняя сторона, потому что там холодно и влага, замерзая, образует к утру ледяную корку. Спать это не мешает, но порождает необходимость просушивать спальник хотя бы раз в 2-3 дня.
13.12.02 Пятница (второй день путешествия)
К утру выпал снег, и я пожалел, что не укрылся плёнкой. Пять утра. Было ещё темно. Я расстегнул спальник и увидел, что на мне лежит слой снега толщиной около сантиметра. Ближе к голове он таял от моего дыхания и пропитал влагой (и, конечно же, льдом) спальник ещё больше.
Спальник требовал просушки. Я не стал запихивать его в компрессионный мешок, а достал из рюкзака хозяйственную сумку и сложил его туда. Теперь мои вещи были уже в трёх предметах: рюкзак, коврик в рулоне и сумка со спальником.
Когда я полностью собрался, было уже 05:30. Я зашёл в уже знакомое кафе. Может хоть сейчас догадаются накормить.
- Доброе утро, - поздоровался я.
- Доброе утро, - ответила мне "холостая" продавщица. - Ну что, выспались?
- Выспался. Только вот спальник немного намок. Можно мне ещё кипятка, - сказал я, протягивая кружку.
- Можно, - улыбнулась продавщица.
Я заварил кофе, достал свою колбасу и начал завтракать.
- А вы что спать так и не ложились? - спросил я.
- Нет, - ответила продавщица, - мы не спим.
- Посменно работаете, да?
Она кивнула. Я допил кофе.
- Спасибо вам, за всё, - сказал я, поднимаясь.
- Пожалуйста.
- Обратно буду ехать, опять зайду, - пригрозил я.
- Заходите, - улыбнулась продавщица.
Во время возвращения домой я проехал этот поворот и не выполнил обещание.
05:50. Ещё темно. Я вышел из кафе, надел автостопную жилетку и встал под фонарём.
И вот очередная машина. Жигули. Она резко тормознула и остановилась прямо на повороте. Я схватил рюкзак и побежал в её направлении. Не успел я проделать и пол пути, как автомобиль газанул и поехал дальше.
"Ну не очень-то и хотелось", - подумал я и принялся голосовать снова, но, оглянувшись, заметил, что машина стоит на обочине, а от неё идет сильно замерзающий человек в пиджаке. Видимо они просто захотели встать возле обочине, а вовсе не уехали.
Я схватил рюкзак снова и направился ему навстречу.
- Здравствуйте, можно с вами до Ельца доехать.
- Ну поехали, - пробормотал замёрший парень в пиджаке и повернул в к машине, осчастливленный тем, что скоро снова окажется в тепле кабины.
- Вы меня, наверное, за мента приняли?
- Да.
- Ну извините. Но как-то ехать надо. - Я подошёл к машине и открыл заднюю дверь. - О, да вас здесь много. Влезем?
Мы положили рюкзак в багажник, сумку я взял на колени, а коврик в рулоне был положен на спинку заднего сиденья. Мы сели и попытались завестись. Но машина не заводилась.
- Может подтолкнуть, - предложил я.
Мы все, кроме замёршего водителя, вышли на улицу и приготовились толкать. Попытки с третьей у нас это получилось, и мы залезли обратно и поехали в Елец.
Рядом со мной сидел парень, а рядом с ним пожилой дедок в шапке-ушанке. Его звали дядя Вася. Тёска! Ещё один парень находился на переднем сиденье.
Периодически у нас ломался дальний свет. Эта поломка, почему-то, чинилась поворотом ключа зажигания. Когда свет погас в очередной раз, один из пассажиров пошутил:
- Осторожней! А то человек в Сочи отдыхать едет, а мы его до кювета довезём.
Момент погасания фар ночью на скорости 80-90 км/час даёт неплохой выброс адреналина в кровь. Как-нибудь попробуйте.
Высадили меня в Ельце у светофора возле северного поста ГАИ в 07:20. Я не стал задерживаться на посту и пошёл по пустынной дороге дальше, иногда безрезультатно подстапливая. Пошёл снег. Минут за десять моего стояния на одном месте он успевал покрыть ровным слоем мой рюкзак. Но каждый раз я его откапывал и двигался дальше.
Вскоре мне остановился старый советский джип типа Козёл. Он был не стар, а суперстар. Но главную функцию выполнял: ехал. За рулём сидел пожилой грузин.
- Эх, свёз бы я тебя в наше село в Грузии... Вот там горы! - говорил он мечтательно.
С ним я доехал до следующего светофора и продолжил свой путь пешком.
Как только я вышел из козла, я заметил на противоположной стороне дороги парня с умеренно длинными волосами, который, в свою очередь, заметил надпись "АВТОСТОП" у меня на груди.
Я направился в указанном грузином направлении. Парень подошёл ко мне и заговорил:
- Далеко едешь?
- В Сочи, - ответил я.
Он оказался вполне неформальным и рассказал мне о своих друзьях-автостопщиках. Сам он автостопом не ездил, но книгу "Практика вольных путешествий" читал.
Он удивил меня тем, что в Ельце городские автобусы бесплатные. Что ещё удивительнее: есть ещё и платные автобусы-маршрутки. Ещё в Ельце бесплатные городские телефоны-автоматы. Каких только чудес в мире нет!
Мы проходили через посёлок Мирный. По словам Олега (а звали его именно так), этот посёлок не такой уж и мирный. Он сказал, что здесь автостопить бесполезно, так как кроме автостопщиков здесь обитают ещё и гопстопщики, которые останавливают машины, избивают водителя и грабят его. Здесь даже заправляться небезопасно: на АЗС обитают кидалы. Они говорят, что могут заправить машину по блату, якобы у них здесь тётка работает, забирают деньги и через забор. А водитель потом ходит, ищет деньги.
По совету Олега я сел на бесплатный автобус и доехал до конечной (которую чуть не проехал). Автобус и вправду бесплатный. Надо же!
Из автобуса я вышел на перекрёстке. Где какая дорога непонятно. Указателей нет. Подхожу к дальнобойщику:
- Извините, а где дорога на Воронеж?
Водитель замахал руками и с акцентом сказал:
- Русский нет, русский нет.
- А, понятно, - кивнул я. У него был турецкий номер. Тоже экстремалы: как можно ездить по стране, не зная язык.
Дорогу я спросил у другого мужика и направился на пост.
Возле поста в кювете лежала свежеразбитая машина. Я спустился посмотреть на неё поближе. В багажнике лежала какая-то куртка. Даже некоторые стёкла были целы. И только сквозь разбитое лобовое стекло в салон проникал снег и портил уют в кабине.
Ветер обжигал мне лицо. Здесь, наверное, впервые за поездку у меня замёрзло лицо. Я его растёр, и мне немного полегчало.
По моей просьбе остановились дорожники. Надпись "Воронежская дорожная служба" красовалась на борту их микроавтобуса.
- Здрасти, можно с вами до Воронежа? - с надеждой спросил я.
- А, нет. Мы здесь, недалеко, - ответили они и уехали.
А вот и мой знакомый! Из снежной дымки показалась красная фура-иномарка моего знакомого турка. Не остановился. Жаль, а нам по пути далеко. Ну ничего, я тебя ещё обгоню.
До Воронежа я вскоре уехал на Газеле. Мой рюкзак мы погрузили в кузов, так как в кабине я был третьим, и места там не было. Моими попутчиками оказались двое парней. Они спросили: служил ли я в армии. Оказалось, что в армии я не служил. Они огорчились и рассказали про свои приключения в этот период жизни.
Один из них служил в Москве в президентских войсках.
- Путина видел? - спросил я.
- Конечно, и не только Путина.
Ну, блин, чувак не зря жизнь прожил. :)
Другой служил, где-то под Питером.
Поставили кассету под названием "Новогодний Хит-Парад". В магнитоле запела Пугачёва.
- У Пугачевой, что не песня, всё хит, - пошутил один из них.
Воронеж. Северный въезд. Полгода назад я был здесь. В тот раз я оказался на этом месте вечером, спустился в лес, сварил там суп, написал письмо и переночевал. Теперь я здесь днём. Приятно увидеть то же самое место, но в другое время года.
Во время поездки на Газеле, я обогнал своего турка на красном грузовике-иномарке. Я хотел проголосовать ему ещё раз. Но для этого нужно найти подходящее место. Летом я здесь голосовал прямо на мосту. Теперь же я пошёл дальше за мост.
А вот и он. Я подпрыгиваю и размахиваю руками. Улыбнулся, но проехал мимо. Ну что ж, счастливого пути тебе.
Под мостом в сторону города проехал КамАЗ с кабардинскими номерами. В кабине сидело двое. Одного из них звали Артур. Он ни разу в жизни не видел автостопщика.
Я не заметил эту машину, но они меня заметили. И запомнили...
Примерно через час мне остановился КамАЗ. Были и другие машины, но они ехали не далеко и даже до конца объездной не доезжали.
- А мы не в ту сторону едем, - попытались обломать меня жители КамАЗа (а их было двое).
- Вы в Саратов, да?
- Ага.
- А хоть до Рогачёвки можно?
- Ну, поехали.
Рогачёвка - это развилка на Саратов километрах в 20-ти от Воронежа. Хоть что-то.
Место было не из лучших. Я шёл по течению в поисках хоть сколько-нибудь широкой обочины. Иногда подголосовывал. Летом может это место и было удобным, но снежные заносы сделали своё дело. Наконец возле какой-то заправки я застопил автомобиль Ладу, которая лихо затормозила в сугроб на обочине.
Поездка в ней была, наверное, самой опасной из всех предыдущих. За рулём сидел гаишник, а на полу лежали пустые пивные бутылки.
- Только я быстро поеду, - предупредил меня гаишник.
Ехал он на похороны. На похороны своей тётки. С тёткой при её жизни он знаком не был, но приехать его попросила его мать, сестра покойной. Ехал он из Москвы. Новость о необходимости приезда ему передали слишком поздно, и выехал он только в 3 часа ночи. Не спал уже более суток. Опаздывал, поэтому ехал под 140 км/ч (по обледенелой трассе).
Пил пиво, чтобы не заснуть(?). Выпил уже литра полтора и постоянно прихлёбывал ещё. Возле рычага скоростей лежала, видимо запасная, двухлитровая пластиковая бутылка пива.
- Сколько времени?
- Без пятнадцати час, - ответил я.
- Что!? Уже час. В час вынос. Не успею, наверное.
- Но мои часы могут неправильно идти. Они у меня вчера вечером встали, - приободрил я водителя.
- Будем надеяться, что они у тебя неправильно идут.
Я пристегнулся.
- Что, страшно? - сонным голосом сказал водитель. - Правильно, пристегнись. На такой дороге всё что угодно может произойти, - он немного помолчал и продолжил. - Я ведь покойников ни разу не видел. Вот пиво я и пью. А ты не бойся. Я 25 лет за рулём.
- А что же, гаишники не останавливают? - имея в виду его пьяность, сказал я. - Или они своих не трогают.
- Не. Я же в пагонах. Сразу видно. "Извините, до свидания, можете ехать". И всё. Ты не волнуйся. Я тебе машину поймаю.
Ехали мы в Лиски. Это километров 100. А вот и поворот. Он притормаживает, чтобы меня высадить. Машина идёт юзом и чуть не врезается в сугроб.
- Ни хрена себе, я гоню. Не дорога, а каток, - удивился он сам своей скорости.
Вдобавок при высадке оказалось, что ремень, которым я пристегнулся, выскочил из пряжки, и на самом деле, пристёгнут не был.
- Сейчас я тебе машину поймаю. Подожди, - сказал он и вышел из машины. Но после того как он вылил из организма переработанное пиво, он поменял своё намерение:
- Может, сам поймаешь... А то времени мало. Ты уж извини.
- Конечно, поймаю, - сказал я. - Езжайте.
Пустынная развязка на Лиски. Автобусная остановка, не менее пустынная. Пейзаж немного разбавляет легковая машина, стоящая на противоположной стороне дороги. Пританцовывая от холода, я голосую проезжающим машинам, а водитель той машины наблюдает за мной.
С Лисок приехал автобус, высадил пассажира и повернул в сторону Москвы. Пассажир помахал водителю автобуса рукой на прощание и направился на мою остановку.
- Вино будешь, - спросил он у меня пьяным голосом. - Мне племянник целую бутылку вина дал. Своё, домашнее!
С этими словами он вытащил из пакета бутылку водки.
- Ой! - удивился или сделал он вид. - А мне сказал, что вина положил... Будешь?
- Нет уж, спасибо, - ответил я, - я лучше так постою.
Пойманная мной машина ехала до поворота на Бобров (4 км). Я решил ехать, любая позиция была лучше этой. Решил ехать и высаженный пассажир. Всю дорогу он грузил нас историей своей жизни: как от него ушла жена, как он её любит, какой он обалдуй, что не уберёг её и тд. При высадке он протянул водителю 10 рублей:
- Спасибо, брат, - сказал он водителю.
Высадились мы возле поста ГАИ. Я подошёл к дальнобою и попросился по пути. Но он ехал недалеко. Зато этого было достаточно моему "напарнику". Извинившись передо мной за то, что увёл от меня и без того ненужную мне машину, он уехал. Ну и скатертью дорожка.
Стоп почему-то не заладился. Да и места было мало. Спереди был пост, который то и дело заслонял меня остановленными машинами, а сзади автобусная остановка с множеством народа, в котором я не желал затеряться. К тому же все их взгляды были устремлены на меня, ибо больше смотреть было не на что.
Гаишники остановили дальнобойщика. Я подошёл к нему.
- Сначала постригись, а потом поедем, - ответил он мне на мою просьбу.
"Не хотите, как хотите", - подумал я и отошёл.
Вскоре пришёл большой автобус с надписью Калач. Судя по карте, его путь пролегал через Павловск, там он сворачивал с трассы. Народ из остановки устремился в него. Когда толпа почти вся поместилась в автобусе, ко мне пришла мысль: а не попробовать ли. Я подошёл к автобусу и последним вошёл в салон. За рулём сидел усатый улыбающийся мужик.
- Здравствуйте, - заходя в салон, сказал я. - Подвезите меня до Павловска. Только можно бесплатно, а то у меня денег мало.
- Да я вижу. У тебя же всё на куртке написано, - сказал водитель. Под непонимающими взглядами пассажиров я прошёл в салон и нашёл свободное сиденье.
Рядом со мной громко переговаривались две тётки. Но мне их разговор не мешал. Их проблемы были для меня теперь так далеки и незначительны. Они говорили о семейных разборках, покупки квартир, о запасах на зиму и о многих других глупостях. Я закрыл глаза и задремал.
Вскоре освободилось сиденье у окошка, и я переселился туда. У тетки по-соседству я выяснил, что автобус едет действительно через Павловск. Она ехала как раз туда и пообещала сказать мне, когда нужно выходить.
Я распушил на соседнем сиденье спальник на просушку, достал из рюкзака остатки еды (ещё из дома) и поел. Еда моя состояла из батона, копчёной колбасы и варёного яйца. Оно было последним и вскоре доелось. Несмотря на то, что уже темнело, это был мой обед.
В Павловске мой автобус заехал на автостанцию, и я вышел из него.
Павловск. Именно в этом городе я застрял полгода назад на 14 часов. Теперь застревать здесь в мои планы не входило.
Я прошёл за кольцевую развязку и начал пытаться уехать. Во время этого занятия мимо меня прошли два человека. Они заинтересовались моей жилеткой и заговорили. Спросили, куда еду. От куда. Где живу. Обычные вопросы, но мне было приятно.
- Я книгу читал про это, - сказал первый из них. - Как же она называлась..
.- Практика Вольных Путешествий? - спросил я.
- Да, точно!
Как тесен мир...
Вскоре мои собеседники уехали. Один остановил КамАЗ, а другого подсадил я сам, ибо машина ехала не далеко, а ему было нужно как раз туда.
Сам же я остался на дороге ещё минут на сорок. Я уже начал сомневаться, что уеду сегодня хоть куда-нибудь, как по моему зову остановился КамАЗ. Пока я бежал к нему, из кабины уже вышли двое мужиков и начали производить внешний осмотр своего боевого коня. На номере был указан регион 07. Я наспех достал свою шпаргалку. 07 - Кабардино-Балкария. Да нам по пути!
- Здравствуйте, можно с вами в сторону Краснодара проехать.
- Ты откуда взялся? - неожиданно спросил пухленький водитель-кавказец.
- Я из Смоленской области в Сочи еду автостопом. Подвезите меня пока по пути.
- Да мы не едем никуда. Мы сейчас до Богучара (70 км) и спать ляжем.
- Ну хоть до Богучара подвезите.
Позже я хотел попроситься продолжить с ними путь утром.
КамАЗом правили двое. Артур - осетин средней упитанности, и кабардинец, имя которого я к сожалению не запомнил. Артур никогда не видел автостопщиков и очень удивлялся моим рассказам. Судя по всему, он вообще был новичком в дальнобойществе. Главным в их команде был его напарник и постоянно понукал им. Но Артур не обижался.
Оказывается, они видели меня на Воронежской объездной, и не взяли меня только потому, что им нужно было заехать в город. И тут они заметили меня в 160 километрах от Воронежа. Я их обогнал. Они удивились и остановились с ещё большей охотой.
Я рассказал, что летом собираюсь поехать на Эльбрус. Как известно Эльбрус находится в Кабардино-Балкарии. В ответ на это Артур пригласил меня в гости. Когда я достал свой атлас, Артур попросил посмотреть и с удивлением нашёл там своё село. Оно называется Чикола. Кто знает, может заеду когда-нибудь...
Я тайно включил диктофон и записывал наш разговор. И вдруг "БУМ".
- Опа!!! - вырвалось у меня.
Мы съехали на обочину и остановились. Лопнуло колесо. Подумать только: третий прокол за 15 тысяч километров. Я, наверное, притягиваю поломки. Нет, я не жалуюсь. Это даже интересно. Ведь ради этого я и отправляюсь в дорогу. На поиски житейских ситуаций в экстремальных условиях. Ради того, чтобы почувствовать жизнь. Ради приключений. Но это не последняя поломка в этой поездке. В самом конце произойдёт ещё одна, и она будет ещё экстремальнее, реже, а значит ещё интересней.
А пока правое переднее колесо. Мы вышли в ночь. Было не очень холодно: градусов 0 - -3. Мне вручили фонарик.
- Сегодня Василий у нас мастер по свету, - пошутил Артур.
Из багажника под фурой мы достали домкрат и начали поднимать, почему-то, фуру. Оказалось, что запаска почти лысая, вперёд её ставить было нельзя, а вот на фуру вполне. Мы сняли запаску, сняли колесо с фуры, поставили на её место запаску. Теперь нужно менять проколотое колесо.
Домкрат был поставлен под переднюю ось. Но тут обнаружилась маленькая неисправность. Видимо нагрузка на заднюю ось фуры была меньше, чем у передней оси. Домкрат отказался работать.
- Вот так дашь попользоваться, - сказал Артур, - а потом сам мучаешься.
Оказалось, что как-то на стоянке у них попросили домкрат. Видимо им пытались поднимать слишком тяжёлую машину, и он надорвался. Лопнула какая-то прокладка. Теперь он не поднимал и нашу машину.
Проезжающая мимо фура, завидев наши аварийные огоньки, сбросила скорость и остановилась.
- Не зря я номера протёр, - похвалился Артур. Остановившаяся машина была тоже Кабардинская.
- Ну что, земляки, поломались, - подошёл к нам водитель. Они о чем-то побазарили по-своему, представили по-русски меня, потом наши гости сели в свою машину и уехали. Видимо у них домкрата тоже не оказалось.
- Вот видишь, какое у нас, у кавказцев, братство, - с торжествующим видом сказал Артур. - А вот Ставропольцы едут, никто не остановится.
А, кстати, неплохая идея. Я перешёл дорогу, поправил свою светящуюся жилетку, так чтобы не было видно надписи АВТОСТОП, дождался первой встречной фуры и замахал доверенным мне фонарём изо всех сил.
О чудо! Засвистели тормоза (какой сладостный для автостопщика звук) и фура начала съезжать на обочину.
- Есть! - закричал я и подбежал к кабине. Водитель опустил стекло.
- Здравствуйте, - сказал я, - У нас колесо лопнула, а домкрата нет. Можно у вас домкрат одолжить.
- Можно, - сухо, но доброжелательно ответил водитель. Он вылез из кабины и полез в багажник. Подбежал Артур и принял у него домкрат.
- Мы домкрат достали! - радостно крикнул он своему напарнику, который лежал под машиной и домучивал свой домкрат.
Работа пошла. Вскоре подошёл хозяин домкрата.
- Ну, что. Как дела?
- Да вот колесо прокололи, - начал объяснять Артур, - а домкрат не работает. Дали попользоваться одному человеку, а он сорвал его.
- Ты где такую жилетку отхватил, - улыбаясь, обратился ко мне водитель.
- Это автостопная жилетка. Я автостопщик. В Сочи еду из Смоленской области. А вы откуда? - спросил я.
- Из Ставрополья.
Ирония судьбы...
- А я думаю: авария, что ли какая. Я тебя за дорожника принял. Думаю, махает что-то, надо остановиться.
Артур спросил про погоду на юге.
- Тепло, - сказал ставрополец. - В Ростовской области даже на полях снега нет.
Через некоторое время домкрат выполнил свою работу, колесо было заменено, и ставрополец под возгласы благодарности отчалил.
Мы ехали дальше. Обещанный Богучар был уже давно позади. Мы ехали всё дальше и дальше на юг, слушая матерные анекдоты по кассете.
- Пойдем, поужинаем, - сказал мне Артур, когда мы остановились в каком-то населённом пункте.
Мы вошли в одну из многочисленных забегаловок.
- Ты что будешь? - спросил у меня напарник Артура (имя которого я не помню).
- Да мне всё равно, что вы то и я, - ответил я. Это было моей ошибкой. Мне набуравили такую тарелку борща, что я еле с ней справился, несмотря на то, что давно не ел. А ведь ещё предстояло съесть второе...
- У вас лук есть? - спросил Артур.
- Конечно, - ответила пухленькая хозяйка "трактира", и принялась чистить его. Начистила полную тарелку и поставила на стол. "Не пожадничала," - пудумал я, и напрасно. Через пару минут тарелка опустела.
- Нарежьте ещё, пожалуйста, - попросил Артур.
- Понравился Ростовский лучёк? - улыбнулась хозяйка.
Вскоре на нашем столе вновь стояла тарелка с луком. Артур и его напарник брал луковицу, макал её в соль и хрустел ей, как яблоком. Я взял кусочек попробовать, может это какой-нибудь не горький лук. Да нет. Обычный лук.
Дальше был кофе. Нет, не кофе, а кофейный чифир. Воистину ЧЁРНЫЙ кофе. Я с усилием допил чашку, не такую уж и большую, и подошёл к хозяйке.
- Можно мне сюда холодной воды налить. Уж очень у вас кофе крепкий.
Хозяйка улыбнулась и налила живительной влаги. Я тут же осушил кружку.
- А где мы находимся? - Спросил я.
- Это Алексеево-Лозовское. Если ехать в Воронеж, то это будет последний населённый пункт Ростовской области.
Забавно. После такой дозы кофеина Артур ещё клевал носом. Интересно наблюдать за засыпающим человеком. Сначала, улучив момент моргания, закрываются, точнее не открываются, глаза. Несколько секунд голова ещё держится и изображает вперёд смотрящую, но потом, обессилев, резко падает вперёд. Или вбок. Всё зависит от направления текущей кочки. После такого удара, человек, разумеется, просыпается, и всё начинается сначала.
К двум часам ночи мы приближались к городу Шахты под Ростовом. Именно здесь стоит километровый столб 1000. Здесь нам предстояло заночевать. Наш КамАЗ заехал на платную стоянку и припарковался между другими, уже спящими, машинами.
- А если я к вам утром подойду, можно будет с вами продолжить путь? - спросил я, как мог не навязчиво.
- Конечно можно. Приходи.
- А когда вы просыпаться собираетесь?
- Часам к девяти подходи. Мы рано не поедем.
Теперь нужно найти место для ночлега. Я вышел из ворот охраняемой стоянки и прошёл немного по дороге. На западе от дороги раскинулся пустырь, поросший высокой, но редкой и жёсткой травой, припорошенный слегка снегом и пересечённый несколькими тропинками. Вот здесь и заночуем. По одной из тропинок я направился в центр пустыря.
Шёл маленький снежок. Наученный горьким опытом прошлой ночёвки, когда меня засыпало снегом, и он образовал на спальнике ледяную корку, я достал полиэтиленовую плёнку и укрылся ей.
Хороший был день. Больше половины пути пройдено.
14.12.02 Суббота (третий день)
Я проснулся с ужасной мыслью: "Неужели проспал!". Я в спешке расстегнул мешок, подставил часы рассвету и вздохнул с облегчением. Было только 8 часов. В самый раз.
Было решено снова не запихивать спальник в рюкзак. Он уже два дня без просушки. Ночевать третью ночь в нём было бы уже тоскливо. Я опять запихал его в обычную хозяйственную сумку.
- Ты куда идёшь? - остановил меня охранник на автостоянке.
- Здравствуйте, - направился я прямо к нему. - Я автостопщик. Вчера я приехал на КамАЗе с кабардинским номером. 07. Они сказали, что утром я смогу продолжить с ними путь. Я к ним иду. Можно?
- Иди, - сухо сказал охранник и ушёл в сторожку.
Мой КамАЗ уже не спал. Он светился габаритами и тарахтел мотором. Я не захотел торопить моих водителей и уселся возле кабины на рулон коврика. Минут через десять из кабины вылез Артур.
- Ты где был?
- Спал.
- Где ты спал? Ты бы попросился к сторожу. Он бы тебе нашёл бы комнатку.
- Да я и в поле неплохо выспался.
- Ну ты даёшь. Сейчас поедем, - сказал он и пошёл умываться в душевую.
Я сидел на коврике и наблюдал за просыпающимися дальнобоями. То туда, то сюда они проходили мимо меня с полотенцами на плече. В домашних тапочках, в которых они ходили по присыпанному снегом асфальту стоянки, и в клетчатых рубахах они выглядели так по домашнему. Они умывались и посвежевшие расходились по своим кельям на колёсах.
Просыпались и машины. Они неспешно разворачивались, лавируя между ещё спящими собратьями с миллиметровой точностью, и продвигались к выходу.
- Ты бы попросился в душевую, - вернулся Артур и вновь принялся за своё. - Там место есть. Тебе бы разрешили там спать.
Мы погрузились в наш КамАЗ и отчалили. Развернувшись, мы двигались к выходу. Но тут вздумала проснуться другая машина. С пронося, она забыла посмотреть по сторонам и поехала. Огромная кабина иномарки преградила нам путь.
- Куда прёшь, - просигналил наш водитель.
Нарушитель затормозил:
- Извини, земляк.
- Смотреть надо, - крикнул наш водитель и закрыл дверь, открытую для улучшения слышимости. - Земляк, етит твою мать. Армянин.
При погрузки мой рюкзак и рулон коврика был закинут за сиденья на спальное место, где уже лежало множество одеял. Сумку со спальником я поставил на пол. Теперь настал его час.
- Я спальник на коленях распушу просушить, - предупредил я своих спутников и вытянул из сумки столько спальника, сколько поместилось у меня на коленях.
Процесс просушки был очень эффективным. Через 10 минут мокрый до капель спальник стал абсолютно сухим. Я достал из сумки новую порцию спальника, а сухую запихнул обратно. Вскоре спальник просох полностью.
Нас остановили на посту ГАИ. Неприлично ругаясь, наш водитель взял документы и вышел из кабины. Через некоторое время он вернулся.
- Ну что? - спросил я по обыкновению.
- Что... Взял. Что... - обиженно сказал он.
- За что?
- А не за что. За то, что он палкой махнул. Вот за это.
- А сколько?
- Стольник.
Оказалось, что для них это нормально. Если остановил - заплати. Если ты кавказец, гаишники даже в документы не смотрят. А может наоборот: кавказцы привыкли к этому и суют взятку, пока гаишник ещё ничего сказать не успел.
Немного не доезжая до Павловска, мы сделали ещё одну остановку на стоянке. Мне было предложено позавтракать. Еда опять была обильна и вкусна. В кафешке работал телевизор, еду приносили официантки, а на столе стояла специальная ёмкость со полным набором специй. Было даже блюдечко с перцем Чили. Я не удержался и взял один стручок. Ох, и ядрёная штука! Забавно, что он с замедленным действием. Откусываешь и жуёшь его как огурец. И только потом наступает апокалипсис во рту. Одного укуса мне хватило, и я заныкал остаток стручка в карман. "Подшучу над кем-нибудь", - подумал я. В конце концов, он у меня замёрз и разбрюз. А жаль.
Но мои кабардинцы не разделяли мои взгляды на острую пищу. Они хрустели перчиками Чили, как ни в чём не бывало.
После завтрака кабардинцы решили заняться шиномонтажом. До места моей высадки оставалось буквально километров 10, но я решил остаться и "помочь" им в этом деле. Где ещё можно на халяву насладиться аттракционом шиномонтажа КамАЗа.
Провозились мы часов пять. Сначала сняли свежепроколотую запаску, разобрали её, достали камеру. Дырявая камера была закинута в фуру. В фуре оказались какие-то картонные коробки: мебель, наверное. Ещё там лежала новая покрышка и камера. Её мы надели на запаску.
Потом мы занялись ещё более интересным делом: вытаскиванием гвоздя из старой покрышки. Гвоздь не хотел доставаться и сопротивлялся всеми силами. Подошёл мент. Он долго стоял и смотрел на наши пляски вокруг колеса, а потом сказал:
- А чего вы в СТО не обратитесь. У них там щипцы специальные есть.
Идея была подхвачена, и кабардинцы укатили на колесе в СТО, оставив меня сторожем разбросанного по асфальту инструмента.
Напротив нас стояла фура. На её очень грязном борту было пальцем написано: "Помой меня, я вся чешусь". А ниже, уже другим почерком подписано: "Высохнет, само отпадёт".
В 15:15 мы подъехали к станице Павловской, проехали мимо поста и остановились. На прощание я подарил им учебник автостопа и книжку про своё Питерское путешествие.
- Ты номер-то запомнил? - спросил у меня Артур.
- Нет.
- Ну так посмотри. Может, ещё где-нибудь встретимся.
Я прошёл вперёд и посмотрел номер.
- Спасибо вам за всё! - сказал я. - Было очень интересно.
Ну вот я и почти приехал. Поворот на Краснодар. Здесь пол года назад я встретил автостопщика, ехавшего домой в Новгород с Байкала.
Здесь снега было уже больше, чем в Ростовской области, но всё же не много. Был небольшой мороз.
В Краснодар уже стопил какой-то солдат. Я прошел за него.
Стоять нам пришлось около получаса. Машины останавливались плохо и большинство просто проезжали мимо. И тут со стороны Ставрополя выехала очень экстравагантная машина. Её красный цвет был подобен закату. Её белые полосы на капоте гармонировали с заснеженным фоном. Она элегантно выплыла из-за поворота и приближалась ко мне. Я не имел права упустить её. И я не упустил. Она остановилась и распахнула передо мной дверь. Это была пожарка.
За рулём сидел парень-срочник. Больше в кабине никого не было. Он сказал, что едет в Белореченск. Военный, который тоже подбежал к машине, не удовлетворился попутностью машины и отошёл. Мне же было уже всё равно. Я хотел проехаться на пожарной машине, и ничто меня уже не могло остановить.
Ехал он из Челябинска. До Элисты пожарку тянули на жёсткой сцепке, а от туда уже своим ходом.
- Домой везёшь? Несун, блин, - пошутил я.
Довёз он меня только до Выселок. Там он поворачивал налево, и мне пришлось выйти.
Теперь в Белореченске есть новая пожарная машина. Можно спокойно устраивать пожар.
16:30. Ну вот я и снова в Выселках. Снова на том же повороте, где я ночевал пол года назад в подсолнуховом поле. Вот под этим мостом полгода назад произошла авария: автобус врезался в КамАЗ. Вон там я спал. Вон в том ларьке покупал воду.
Километровый столб: 1251-292.
Я пошёл в сторону Краснодара: на ходу теплее. Иногда подголосовывал. Дорога была широкая, одинаково скоростная и с одинаково-широкой обочиной на всём протяжении. Транспорта было мало. Это позволяло идти без ущерба для автостопа. Нашёл аудиокассету.
На мой зов остановился междугородний Краснодарский автобус. Водителей было двое. Один из них высунулся через открывшуюся дверь.
-Можно с вами до Краснодара доехать, или хотя бы до Кореновска? - сказал я.
-Садись, садись быстрее, - сказал он почти шёпотом.
Я прошел мимо него. Но свободных мест в автобусе не было. Более того, в салоне уже находились стоячие пассажиры. Видимо, альтруизм у этих водителей зашкаливал. Я поставил рулон коврика вертикально на пол и уселся на него на зависть всем стоячим пассажирам.
Нас остановили менты. По нашим законам альтруизм наказуем: водителя оштрафовали на 50 рублей за стоячих пассажиров.
В Кореновске мы сделали остановку. Стоячим, и мне в том числе, пришлось выйти, чтобы пропустить выходящих. После этого я ехал сидя, ибо некоторые сиденья освободились.
По моей просьбе, меня высадили на объездной Краснодара. Было уже темно, но спать я ещё не собирался. Я прошёл через мост и, изображая инопланетянина, начал светясь шугать одиноких водителей.
Наконец нашёлся водитель, не веривший в НЛО, и остановился. В салоне сидела ещё и женщина.
- Ну я не понимаю, - начал спор водитель, - в чём кайф. В чём романтика. Ладно там летом поехать. К морю. А сейчас-то в чём романтика?
Как и в прошлый раз меня высадили за 2 километра до поста. Я пошёл пешком. Потеплело. Под ногами чвякал жидкий снег. Пришлось даже уменьшить слой одежды на мне.
Кстати об НЛО. Вдруг всё небо озарила вспышка. Она была настолько яркой, что всё небо на мгновение стало из чёрного белым.
"Что бы это могло быть", - подумал я. И тут раздался невообразимый грохот. Он был действительно громким и продолжался секунд 10.
Причину этого я так и не узнал, но было похоже на взрыв. Звук пришёл позже, а эхо увеличило его продолжительность. Ещё низкие облака и влажный воздух могли увеличить его громкость.
Невдалеке отсюда находился аэропорт, может это как-то связано. А может, это была просто гроза. От этих южных зим всего можно ждать.
Молодёжь веселилась. Они прицепили к автомобилю двое санок и катались на них по соседней дороге. Дорога была заснеженная и скользкая, машину заносило. Это придавала их маршруту ещё большую замысловатость.
Опять знакомое место. Возле поста красовался огромный трафарет "АДЫГЕЯ".
Я подошёл к посту. Там уже промышляла стайка тюленей.
- Привет! - изображая удивление, произнёс один из них. Он был выпимши.
- Привет, - ответил я.
- Ты меня не узнал, что ли?
- Нет.
- Ну ты даёшь! Ты что, не помнишь меня?
- Нет, - ответил я. - Я вообще-то издалека.
- Да знаю я, что ты издалека.
- Я вообще-то из Смоленска.
- Да знаю я, что ты из Смоленска.
Вскоре они застопили знакомую машину и уехали.
Я тоже долго не задержался. Остановился ещё один автобус. "Горячий Ключ" было написано на нём. Не успел я ещё ничего сказать, как услышал:
- Садись, садись. Я тоже автостопом еду.
Это сказала весёлая дамочка. Она сидела на первом сиденье и разговаривала с водителем. Она была местной и ехала домой в Горячий Ключ.
Я прошёл на заднее сиденье и погрузился в созерцание ночи за окном.
- Кто там автостопом едет. Я с трассы съезжаю. Будешь выходить? - сказал водитель, сбросив скорость.
- Да, да. Я выхожу, - сказал я и пошёл к выходу.
Темно. Пустынная развилка посреди почему-то заснеженного леса. Я вышел из автобуса, и он уехал, оставив меня в темноте.
Похолодало. Странно. Совсем недавно я шёл по засыпанной тающим снегом обочине. Здесь снега было намного больше. Да и мороз, судя по всему был градусов 10.
Где же я нахожусь. Горячий Ключ должен располагаться на трассе, а здесь висела табличка:
[Павловская 5 ]
[Приреченский 2 ]
[Горячий ключ 15]
Рассудив, что утро вечера мудренее, да и спать хотелось, я вошёл в лес и стал приготавливаться ко сну.
Здесь, наверное, впервые в этом году, я увидел снег по колено (ну или почти по колено). Кроме того, снег покрывал толстым слоем каждую веточку.
- Вот уж точно, полное ощущение нахождения в сказочном мире, - вспомнил я слова из моей книги про летнюю поездку. Пушистый снежный пейзаж, подсвеченный луной, напоминал пейзаж из какой-то новогодний сказки. Не хватало только Деда Мороза.
Я с трудом нашёл достаточно свободную от кустов площадку и начал, в предвкушении сна, расстилать на ней свой коврик, а затем и спальник. Через пару минут я уже лежал в тёплой постели и с удовольствием засыпал. Да, весёлый был день.
15.12.02 Воскресенье (день, когда я увидел море)
Ночью мне снился сон, в котором я уже приехал в Сочи, но забыл послать телеграмму. Прошло уже несколько дней, а дома про меня всё ещё ничего не знают. Совесть меня заедала.
Пробуждение прошло вполне нормально, если не считать, что в одно мгновение у меня в голове проскочила мысль: "На кой чёрт я сюда попёрся, сидел бы дома, да телик смотрел". Опровергнуть и прогнать её труда не составило, и я, надев свою автостопную тунику, продолжил путь дальше: к морю, к дорогам-серпантинам, к Сочи и к горам.
Действительно похолодало. Я опять натянул на себя трое штанов и шарф, и снова ходил взад вперёд, чтобы не замёрзнуть.
Минут через 20-30, меня подобрала легковушка:
- Мы только до Горячего ключа, - сказал кавказец в военной форме.
Ехал он прямо, а не по указателю "Горячий Ключ 15 км". Я удивился и сел в машину: хоть узнаю перипетии дорог в этом месте.
На переднем сиденье сидел ещё один военный, правда русский. Ехали они в Горячий Ключ по этой дороге, потому что тот поворот был поворотом на Приреченский, из которого есть дорога в Горячий Ключ. Видимо мой вчерашний автобус решил заехать по пути в Приреченский. Но та дорога плохая и длинная, поэтому все те, кому надо в Горячий Ключ, но не надо в Приреченский едут прямо.
По их словам температура была -10.
- Я однажды вёз таких же, как ты. Парень с девушкой. Такие интересные истории рассказывали, - сказал он.
Высадился я на повороте в Горячий Ключ. Поворот оказался вполне цивильной развязкой с эстокадой. Я прошёл ближе к мосту и через минут 10 застопил Газель.
Он ехал почти до Туапсе. На этой машине мне суждено было въехать в лето.
Так уж получилось, что за время поездки от Гагарина (как потом выяснилось, до Красной Поляны) я не потратил не копейки денег. Я не ставил перед собой такую цель, хотя такой исход был для меня желателен. Я рассказал водителю про этот своеобразный рекорд.
- Сейчас остановимся где-нибудь, кофе попьём, - неожиданно отреагировал на это он.
- Очень было бы к стати, - сказал я.
Между тем окружающий мир уже начал меняться. Снега стало заметно меньше. Мы поднялись на перевал. За горами была уже совсем другая погода. Над морем не было облаков, и через этот просвет выглянуло солнце. И было оно другим. Я почувствовал его тепло. У нас, в средней полосе, солнце если и светит, то не греет. Здесь же оно припекало как весной.
Мы остановились возле очередного торгового латка.
- Пойдем, кофе пить, - сказал водитель.
Мы вышли. Он купил два пирожка с картошкой и заказал два кофе. Мы поели и поехали дальше.
На одном из прилавков я заметил интересную банку. На ней было написано "Варенье из сосновых шишек".
- Вот это я не только не разу не пробовал, а даже впервые слышу! - сказал водитель, когда я ему об этом рассказал.
Он работал в какой-то фирме по ремонту крыш. По-моему был даже какой-то важной шишкой. На посту в Джубге он минут на 10 зашёл на какую-то стройку. Как я потом понял, он там договаривался насчёт крана
.Я наверняка притягиваю неприятности. Мы остановились на обочине.
- Закипели, - сказал водитель.
На этот раз у нас порвался ремень на вентиляторе. Поэтому и закипели. Водитель вышел и открыл капот. Я остался сидеть в кабине. И вдруг из под приборной доски на пол и на стоящую там сумку (к счастью не мою) хлынул кипяток.
- Подними сумку, - закричал водитель.
Я занялся эвакуацией из зоны затопления сумок и своих ног. Эвакуация прошла удачно, и почти ничего толком не намокло.
- Видимо тебе придётся другую машину ловить, - сказал водитель. - Я вызвал то телефону друзей. Если не уедешь, к тому времени как они приедут, ещё немного подъедешь.
Я поблагодарил водителя и отошёл метров на 20. Здесь было ветрено. Очень ветрено. Давно я не видел такого ветра. Причём дул он не с моря, как обычно летом, а на море.
Я перелез через ограждение у дороги и подошёл к обрыву. Передо мной открылось море. Светило солнце, и, несмотря на ветер, было тепло и по-весеннему. Я доехал! Ради этого чувства стоило проделать такой путь!
Минут через десять подъехала вызванная машина. Мы погрузились в неё и проехали ещё километров пять.
В 12:15 я высадился в Новомихайловском, не доезжая 40 километров до Туапсе.
В Туапсе я оказался только через час. В 13:15. Ехал я на легковушке. Водитель - молодой парень - рассказал мне, что в Туапсе собираются проводить природный газ. Это эксперимент. Никто не знает, будет ли это действовать в горных условиях.
Ещё он рассказал, что в Туапсе постоянно более ветрено, чем где либо. Это потому, что Туапсе не защищён с севера горами. Напротив: прямо на север от города уходит ущелье, которое собирает ветер с окрестностей и увеличивает его скорость. Поэтому в Туапсе зимой холодно и ветрено.
На въезде в Туапсе я поймал легковушку до выезда из него. Вполне удачно. Водитель не понимал, зачем я сюда приехал. Не понимал "в чём смысл, в чём кайф".
- Я понимаю, сделать что-нибудь, что никто никогда не делал. Сделать это впервые. А ведь эта дорога уже миллионы раз пройдена, - говорил он.
- А я вот прошёл её автостопом. Тоже не впервые, но всё же, - ответил я. Я привёл в пример Фёдора Конюхова, который на днях переплыл Атлантику на вёсельной лодке. Его даже по телику показывали. Я сказал, что он же не сразу через Атлантику поплыл. Начинать ему приходилось, как и мне, тренируясь на простых, уже пройденных миллионами людей, маршрутах.
Понял он или не понял "смысл автостопа", но основную свою функцию выполнил: довёз меня на выезд из Туапсе.
До Лазаревского я доехал с каким-то дедком и парнем, видимо его сыном. Про них я ничего не помню. В Лазаревском я высадился в 14:55.
Выхожу из машины, прощаюсь, закрываю дверь и выпрямляюсь... И только сейчас я заметил, что вокруг лето. Выпрямившись, я уткнулся головой в листву. На дереве листья. Шесть часов назад я спал на снегу и страдал от холода. Теперь же я трогаю листья на деревьях и не могу в это поверить. Лазаревское абсолютно не изменилось: всё было зелено, как полгода назад. Только людей стало меньше, а оставшиеся ходили не в футболках, а в куртках.
Следующей моей остановкой были Солонники. Ехал я до туда опять же на легковушке с пожилым кавказцем за рулём и его внучкой на переднем сиденье.
Зашёл разговор про национализм. Кавказец рассказывал, что Путин собирается выгнать всех нерусских из России. Якобы он говорил: "Россия для русских". Я сказал, что если уж и выгонять кого-то из Кавказа, то это русских. А кавказцы здесь дома. Кавказцам самое место на Кавказе. Меня поддержали. Я пошутил:
- Дома, кому не расскажу, что еду на Кавказ, все говорят: "Ты что с ума сошёл, там же людей похищают!"
- Нет. У нас никого не похищают, - сказал он. - Ведь человека похитишь, его же кормить надо...
Я подумал: "Неужели их останавливает только это"! :)
Он рассказал, что некоторые сами работать просится. Съехавшиеся на зимовку бомжи ходят по дворам и просятся работать. Рассказал, что к нему один просился. Им даже платить не надо, только кормить. Да и пользы от них мало: делать-то ничего не умеют.
На полпути остановились активизировать карточку сотового телефона. У нас ничего почему-то не вышло, и мы поехали дальше.
- Я же ни разу это не делал. Может, я что-то не так делаю, - сказал кавказец.
- Да я тоже этого не делал ни разу. У меня и сотового нет, - ответил я.
Темнело. Я стоял на обочине и пытался кого-нибудь застопить. Машины едут разные, но никто не останавливается. Проехала ментовская машина с мигалками и удивлёнными ментовскими физиономиями, устремлёнными на мою автостопную жилетку. Стою дальше. Но, видимо, ментов заело любопытство, и они задним ходом подъехали ко мне. Ну что ж, все имеют право на любопытство. Может, подвезут немного. Подхожу.
- Здравствуйте, - сказал я и уставился на мента. Жду, что скажет. Секунд пять молчали.
- Ты кто такой? - наконец подобрал он слова.
- Автостопщик, в Сочи из Смоленской области еду.
- Документы есть? - спросил он. Странный вопрос. Всё равно, что спросить: "Наркотики, оружие есть?"
- Есть, конечно. Показать?
Достаю из рюкзака паспорт.
- Вроде похож, - задумчиво шутит мент.
- А как же ж.
- А это ты где взял, - указал он на мою жилетку.
- Сам сшил, - отвечаю. - Сама жилетка путейская, железнодорожная. По блату достал. А полосы купил в магазине и сам нашил.
- В магазине... - буркнул мент. - А жить где будешь?
- У знакомой. У неё квартира в Сочи. Адрес сказать?
- Не надо. Твоя же знакомая. Зачем мне адрес, - сказал он, отвернулся к напарнику и что-то сказал.
- Ну зачем же, - сказал напарник. - Пусть едет.
Мне отдали назад паспорт.
- Не подвезёте меня сколько-нибудь, - осмелев, сказал я.
- Да мы тут близко, - сказали они и уехали.
Стемнело почти полностью. Метрах в двадцати от меня остановилась Газель. Я подошёл, постучал водителю в стекло, он открыл дверь, и я сказал:
- Можно с вами в сторону Сочи проехать?
- Мы в Дагомыс едем.
- А можно в Дагомыс?
Он кивнул. Я обошёл машину и сел в кабину рядом с водителем, удивив этим других пассажиров:
- А это кто?
- Он с нами до Дагомыса поедет.
Я представился полным текстом, но почти не на кого моя речь впечатления не произвела. Все забились в кабину, а их кроме меня было ещё четверо, переложили мой рюкзак на заднее сиденье, и мы поехали.
Рядом со мной сел упитанный мужик, заняв своим телом большую часть сиденья, и врубил на всю громкость поп-музыку, так что разговора не получилось. О них я узнал только то, что они были умеренно пьяные и остановились справить малую нужду.
Вскоре я увидел уже знакомых ментов. Они были "на охоте" с радаром.
В Дагомысе меня высадили недалеко от автобусной остановки и посоветовали ехать дальше на маршрутке. Маршрутками были Газелеподобные микроавтобусы. Я выбрал пустой автобус, открыл дверь и спросил:
- Вы в Сочи едите?
- Да в Сочи, - сказал водитель умеренно кавказской наружности.
- Можно мне с вами, только бесплатно. Денег у меня мало, я автостопом приехал из Смоленской области.
- Ну ладно, садись, - не раздумывая, ответил мне водитель. – Всё равно клиентов нет. Сейчас чуть постоим, и я домой поеду.
Вскоре вошла тётка с сумками и заплатила пять рублей, спросив, хватит ли до её остановки. На полпути она вышла, и водитель сказал мне, что пересадит меня на другой автобус, а сам домой поедет. Когда он подъехал, водитель остановил его, и я пересел.
Вот я и доехал. Высадили меня как раз на повороте на нужную мне улицу. Было около 19 часов. На поездку ушло 3,5 суток.
Жить я собирался у знакомой, с которой познакомился во время летней поездки. Вскоре я нашёл нужную квартиру, где помылся, поел грибного супа и выспался на кровати. Как ни странно, грибы для супа были собраны недавно. И это в декабре месяце!
Из одного окна квартиры был вид на горы, из другого на море.
16.12.02 Понедельник
Утром я направился на телеграф, чтобы отправить телеграмму домой. Она содержала текст "Квартира Сочи Василий", стоила 12 рублей и означала, что я доехал до Сочи и нашёл там квартиру.
Затем я пошёл к морю. Дорога пролегала через санаторий, вход в который зимой был свободный. Я шёл по парку. Всё вокруг было зелено, стояли пальмы. Снега не было и в помине. Я догнал осень!
И тут пошёл град размером с горох. Больно, но приятно ударяя меня по ушам, он ложился на тротуар и долго не таял. Непривычные к снегу Сочинские прохожие осторожно переставляли ноги, боясь поскользнуться.
Дальше был осмотр города. Мы посетили морской вокзал с огромнейшими волнами, опустевший пляж с вышками спасателей, на которые лазали, Сочинский Дендрарий (в который попали через забор) с аллеей обсаженной бамбуком с руку толщиной и вокзал.
Вечером в 22 часа я пошёл к морю. Красота, блин. Скупаться бы. А чё... И скупаюсь.
Не скажу, что вода была тёплая. Но для декабря было очень даже тепло.
to be continued