Через всю Россию
Фотки
Описание автостопной поездки Василия из Вязьмы. Далеко не хроника. Оптимизировано для выборочного чтения.

07.03.2004 - 08.05.2004 (62 дня)

Маршрут: Москва - Ижевск - Пермь - Тюмень - Сургут - Муравленко - Тюмень - Омск - Иркутск - Слюдянка - п. Байкал - Листвянка - Иркутск - Иволгинск - Чита - Благовещенск - Владивосток - Находка - Хабаровск - Невер - Тында - Тайшет - Красноярск - Омск - Челябинск - Ульяновск - Москва


Ход поездки

Запись в гостевой книге моего сайта (edited):
[Вязьма][3rd March 2004, 18:18:44]
7 марта 2004 я отъезжаю сначала в город Муравленко, что в Ханты-Мансийском АО, затем в Омск и возможно далее на восток (Байкал, Владивосток). Жизнь покажет до куда я доеду.
Удачи мне.


7 марта 2004 года я выехал из Москвы с целью достичь Байкала (только там было принято решение ехать дальше до Владивостока). Это была ещё зима. От Орехово-Зуева была прямая машина до Ижевска: перегонщик подержанных русских машин. Часто ломаясь, через сутки мы достигли Ижевска. К вечеру я ещё успел в Пермь, где в первый раз за поездку переночевал на снегу. Там я, сам того не зная, оказался последним автостопщиком, посетившим Пермскую область. Дело в том, что через пару дней после моего транзита, Пермская область стала краем.

Ночёвка в Перми
(91 Kb)

Несмотря на то, что на вокзале меня сильно звал к себе подвыпивший Кунгурский мент, соблазняя меня кунгурскими пещерами, я выбрался на трассу на электричке до Кукуштана. Там я впервые за поездку (и вообще впервые) прокатился слева от водителя. Меня подобрала японская "газелька" до Свердловска. Ох и натерпелся я страху с непривычки.
От Тюмени я поехал на север. Поехал на локомотивах: сначала до Тобольска, потом до Демьянки. Там наступило утро и я выбрался на трассу. За Сургутом имел счастье ехать на Урагане - большом широком тягаче. К вечеру я был в городе Муравленко, где у меня есть вписка.
Осмотрев за несколько дней все местные достопримечательности и посетив баптистскую церковь (хозяева вписки оказались баптистами), я поехал автостопом через Тюмень в Омск. Оказавшись вечером в городе Ишиме, решил доехать до Омска на электричке, но она оказалась "частной" (о ужас!). Кондуктор орал на весь поезд: "У нас АО! У нас АО!" и раскидывался безбилетниками в форточки! Таким образом, меня высадили доблестные казаки на станции Любинский, откуда я через 2 часа доехал до Омска с очередным баптистом. Ох, и везёт мне на них в этой поездке!

Памятник
дяде Стёпе
в Омске
(75 Kb)

В Омске я прожил две ночи у родных и на прямой машине (автовоз) доехал до Кемерово. В Кемерово был снег по пояс. Через сутки в Красноярске я уже сидел на сухой земле и жёг первый за поездку костёр. Через 3 дня я доехал до Иркутска.

Участок дороги
Красноярск-Иркутск
(49 Kb)

Через 3 дня проживания в Иркутске, на вписку, где я жил, приехали французские путешественники (муж и жена), а с ними английский стопщик Сэм. Все мы поехали в Слюдянку на другую вписку. От туда я проехался до порта Байкал на знаменитой Мотане, перешёл Ангару по льду и устопился в Иркутск за рюкзаком. Затем мы с Сэмом поехали в паре до Улан-Уде, заехали в Иволгинск и посетили (вписавшись) Иволгинский дацан.
На следующий день, оставив Сэма отдыхать в Улан-Удинской гостиннице Баргузин, я поехал дальше в Читу. Сэм через 3 дня направился в Монголию.

Сэм и волк
(129 Kb)

От Читы я поехал по знаменитой дороге "Амур" на Хабаровск. Неповторимы впечатления от езды по этой дороге!
Немного не доезжая Биробиджана меня ограбили на 700 рублей, оставив на добирание до дому 500 рублей (которые не нашли).
Не найдя вписку во Владивостоке, я переночевал на пляже в Моргородке. На следующий день погулял по городу, вернулся в Моргородок на электричке и опять переночевал там. Заехал в Находку.
В Дальнереченске я вписался к перегонщику из Екатеринбурга, о чём потом чуть не пожалел (Ибо на уме деньги, заработки и честь, которая не позволяет ему автостопить. Всю дорогу (5 дней) обвинял меня в том, что я халявщик). Однако, я доехал с ним до Невера. Затем устопился до Тынды. Там я пересел на БАМ и доехал через 4 прекрасных дня до Тайшета.

Тайшет - западный
конец БАМа
(76 Kb)

В Красноярске я задержался на две ночи на Столбах. Доехал до родных в Омске и через день через Ишим-Курган-Челябинск-Ульяновск поехал в Москву.

Почти дома
(48 Kb)

В Москве я вписался у Кротова и на следующий день, вместе с некой Леной из Минска, благополучно вернулся домой после 62 дней странствий по России.

Запись в гостевой книге моего сайта (edited):
[Вязьма][9th May 2004, 15:40:20]
Вот я и вернулся из Владивостока домой.
Жаль только, что Новосиб пролетел. В следующий раз обязательно остановлюсь там на пару ночей. Спасибо Алексею из Новосиба за предложение вписки. Жаль, что я не приехал к тебе. Однако, видимо так надо.
Дальше ехал быстро и приятно. В Кемерово был снег и гололёд, в Омске уже +22, за Уралом начала попадаться зелёная трава, а в Москву я въехал уже в зелёную. Я наблюдал всю весну менее чем в течение недели.
Завершилась поездка через 62 дня после того, как началась. 8 мая я выехал из Кротовской квартиры в паре с некой Леной из Минска и достиг Вязьмы с Литовским дальнобойщиком.


Пройдено 21 654 км. Потрачено 3 500 рублей. 153 машины подвозили меня.


Сургут и севернее
Запись в гостевой книге моего сайта (edited):
[12th March 2004, 20:13:03]
Сейчас я в славном городе Муравленко, что на север от Сургута 300 км. Погода тёплая, всего -27. Ветер небольшой. Вобщем, чего хотел, я получил, а хотел я продолжения зимы.

Доехал за 6 дней, на 26 машинах.
Ещё я ехал на двух локомотивах, отчего, к сожалению, приобрёл характерный запах мазута. Но это мелочи.

Тепловоз
(66 Kb)

Тепловоз,
машинное отделение
(55 Kb)

Около 200 км проехал на Урагане. Потом мы сломались, перегородив дорогу (хорошо, что не трассу, а дорогу на буровую). Починить было невозможно, и мы вместе покинули машину. Драйвер Андрей пошёл звонить начальнику, а я устопился дальше. Застопил вахтовку и доехал до вписки в Муравленко.

Уроган
(59 Kb)

Уроган поломался
(30 Kb)


Пригодились таки мои самодельные синтепоновые штаны. Ветер был порядочный. Но штаны свою функцию исполняли и меня защищали.

Завтра буду гулять по тундре, ходить по музеям и тд.


Был посещён местный музей. Основная его тема: Ханты. Интерестные фотографии (в основном с национального праздника День Оленевода). Нарты, национальные костюмы и прочая утварь. Даже есть юрта (правда видимо уменьшенная).
Почему-то музей был бесплатным: заходи и смотри. Я привык платить за вход в музей, пусть мизерную плату, но платить. Здесь я удивился его бесплатностью.

Заснеженные
машины
(54 Kb)

Туалет закрыт
на обед
(35 Kb)

Тут ненцы с хантами на Буранах ездиют повсюду. Круто! Много про них наслушался интересного. Кстати, никто из вас не общался тесно с ними (жил в чумах, ходил с ними на охоту)? Тут 21 марта собирается быть День Оленевода в Русскинской. Жаль, что не попадаю.

Хант в окошке
(36 Kb)

Хантейка
(69 Kb)

Ханты торгуют
белками
(104 Kb)


Кстати, и правда интересно поприсутствовать на Дне Оленевода. Может как-нибудь специально приеду. Вообще интересный народ. Как индейцы, только на севере. :)

[13th March 2004, 22:51:00]
Сегодня с моим местным другом ходили на буровую. Заброшенную, правда. Высота 40 метром. Мороз -25. Мы залезли на самый верх и наслаждались ветром.


Буровая
(39 Kb)

Вид с буровой на
город Муравленко
(42 Kb)

Мой друг когда-то работал на буровой помощником бурильщика (помбур). "Летом комары, зимой мороз". Экстремальная профессия.

Мой друг рассказывает,
как он работал
помбуром
(68 Kb)

[14th March 2004, 22:06:39]
Вот и закончились мои каникулы в славном городе Муравленко. Завтра 15.03.04 выезжаю на юг. Было классно: буровые, тундра, снега по пояс, мороз -30 в марте.


Тундра
(51 Kb)

Куст - нефтяная
качалка
(73 Kb)

Кусты
(53 Kb)

Как образцовый гражданин, я пришёл на выборы президента и проголосовал по открепительному удостоверению. Со мной голосовали и мои друзья: хозяева моей вписки.

На выборах
президента
(45 Kb)

Кроме того, была посещена местная баптистская церковь. "Я думаю, такие люди [автостопщики] ближе всего к богу," - сказала одна из прихожанок. Так я стал пилигримом.

Вообще, в эту поездку меня буквально преследовали баптисты. Кроме конкретной тусовки в Муравленко, меня ещё под Омском подвозил баптист, а в Амурской области была целая автоколонна баптистов (евангелистов, но разница небольшая). Они ехали аж из Брянска до Владивостока. Их Камаз, гружёный видимо книгами, помогал завестись заглохшим нам. А заглохли мы тогда потому, что днём раньше мой водитель очень бурно отмечал Пасху. Он был сильно с похмелья и не уследил за радиатором.


Байкал: Слюдянка-Листвянка

Запись в гостевой книге моего сайта (edited):
[ИРКУТСК] [30th March 2004, 04:37:52]
Вот и побывал я на Байкале. Приехал на Мотане из Слюдянки до порта Байкал. Кстати Бабушкин уже не ходит. Ходит другой паром. Но я перешёл Ангару по льду. Хряпнул мороз, наступила ночь, а мой рюкзак остался в Иркутске. Пришлось вписаться на ночь к сторожу в какой-то "Детский Клуб".


Между Слюдянкой и портом Байкал ходит пригородный поезд. Местные его зовут Матаня. Это обычный "маневровый" тепловоз и два вагона: плацкартный и теплушка (бич-вагон). Знаменитая Матаня, описанная Кротовым и Лапшиным. Побывать на Байкале и не прокатиться на Матане...
В Слюдянке я оказался неожиданно. Во время моего пребывания на вписке в Иркутске, на ту же вписку приехали некие французские путешественники. Это были муж и жена и звали их Армель и Кати. Приехали они на поезде из Москвы. В поезде они познакомились и английским стопщиком Сэмом. Так что он тоже к нам приехал.

Сэм, я, Армель,
Кати и Байкал
(68 Kb)

Французы хотели посмотреть Байкал, а затем ехать на поезде в Китай. Сэм хотел ехать в Монголию.
Для комнаты в общежитии такой наплыв впищиков через чур, и мы повезли их на электричке в Слюдянку на квартиру. Я тоже поехал, и поехал без рюкзака. Взял только спальник.
От Слюдянки я намеревался поехать на Матане до порта Байкал, там перейти Ангару по льду в Листвянку и устопиться в Иркутск за рюкзаком.
Прикупив чипсов, я уселся в теплушке и стал ожидать отправления (13:50). В мой вагон уже был погружен диван и какие-то доски.
Было ещё холодновато: около +5 градусов, но светило солнце. Это было 29 марта. Байкал ещё был покрыт льдом. Но уже светило вполне весеннее солнце. Я надеялся не замёрзнуть в бич-вагоне. К моему удивлению, я был не единственным пассажиром бич-вагона. Не единственным пассажиром, на столько скупым, чтобы пожалеть нескольких рублей на билет в тёплом плацкартном вагоне.
Первым моим попутчиком были два туриста. Они сели ещё в Слюдянке. Один из них, видимо, был гуру (его звали Дервиш), другой ученик. Они ехали всего лишь на пару станций. Пригласили меня на вписку к себе, но я отказался.
Потом моими попутчиками оказались мужчина, женщина и козлёнок в мешке. Козлёнок блеял, а человеки разговаривать не хотели. Так мы и ехали молча. Я закутался в спальник, сел возле открытой двери на ручку дивана и наслаждался видами. Виды, конечно, красивые, но уж сильно мне они напоминали Соченское побережье. И крутые скальные склоны, и бескрайняя вода (хоть и твёрдая) внизу, и железка вдоль берега, и туннели, всё напоминало черноморское побережье. Как будто, ни с того, ни с сего, в Сочи похолодало, и Чёрное море замёрзло.

Езда в бич-вагоне
(41 Kb)

Кругобайкалка
(30 Kb)

Через пару часов диван выгрузили, и мне негде стало сидеть. Я сложил спальник и вскоре замёрз. На следующей же станции я пересел в цивильный вагон, заплатив 10 рублей. В вагоне было тепло и уютно, хоть видно уже было и меньше.
В порт Байкал мы прибыли в 19:30. Ангара, вопреки всем моим надеждам, оказалась не замёршей. Пока я прогуливался до Ангары, ушёл паром. И правильно сделал, потому что позже я нашёл более интересный способ переправы.
Кстати, теплоход Бабушкин уже не работает в качестве парома. Он теперь стоит и мирно ржавеет. Вместо него ходит другой теплоход.
В раздумьях о переправе, я подошёл к причалу. "Не надо топиться, такому молодому," - сказала мне что-то ожидающая на причале женщина. Из разговора с ней выяснилось, что есть тропинка (даже дорога) по льду Байкала, которая ведёт в Листвянку (то есть на другой берег Ангары). То что надо. "Вон там, где машина едет" - показала она вдаль. Далеко на горизонте по льду Байкала двигалась точка.
Выезд на лёд был в конце порта. Дорога шла большим полукругом вокруг истока Ангары. Переход занял у меня 1,5 часа, в течении которых я встретил только одну машину: джип.

По льду через
исток Ангары
(62 Kb)

Мои сапоги медленно приходили в негодность. В каждом из них обнаружилось по 2 дырки на подошвах. В них быстро набился снег. Ноги медленно намокали. (В последствии в Чите я купил кроссовки, но сапоги ехали со мной на дне рюкзака ещё до Владивостока и обратно до БАМа. На БАМе было ещё холодно и снежно, и я ими пользовался. И только в конце БАМа, в Усть-Куте, я их выкинул за ненадобностью.)
Когда я пришёл в Листвянку уже начало темнеть. К тому же стало холодать. Намечался мороз. Даже здесь было много схожего с чёрноморским побережьем, так знакомом мне. Гостиницы, бары. Возле одного такого заведения висел плакат: "Гостиница, Бар, Сауна, ЗООПАРК".
В тот день мне не суждено было доехать до вписки в Иркутске, а значит и до тёплой одежды. Доехал я только до Большой Речки (меньше трети пути до Иркутска). У меня не было даже коврика. Спать на улице я не мог. Мороз усиливался. Насколько я мог определить, было около -20. В конце концов я замёрз и умер.
А нет, это я не тогда умер. Тогда я просто зашёл в какую-то деревню. К тому времени, как я решился на это, у меня уже замёрзло всё что может замёрзнуть, не говоря уже о руках и ногах.
До этого времени я никогда не просился на ночлег в деревне. Мне предстояло сделать это впервые. Я выбрал большой дом: в нём светились окна, и он был похож на какое-то учреждение (какой-то Детский Клуб). Я постучался.
- Здрасте, пустите погреться. Я замёрз совсем.
- Совсем, - с улыбкой спросил сторож(?).
- Ага.
- Ну заходи.
Меня усадили возле батареи. Возле неё я и провёл ночь. Утром в 7 часов я проснулся, сложился и еле нашёл кого-нибудь, чтобы поблагодарить. Это был не тот, кто впустил меня, но выбора не было. Я попрощался с ним и покинул этот добрый дом.


Иволгинский дацан

Запись в гостевой книге моего сайта (edited):
[ИРКУТСК][30th March 2004, 04:37:52]
Теперь я направляюсь в Улан-Удэ вместе с неким Английским стопщиком, который подвернулся мне. Потом направлюсь во Владивосток, где я до сих пор жажду найти вписку.

[Улан-Удэ][1st April 2004, 13:32:59]
Только что вернулся из Дацана. Потрясающе! Подробнее позже. Уж очень интересно было. Ночевали у монахов. А англичанин, кстати, его Сэм зовут, (как во Властелине Колец) пока со мной. Завтра мы с ним расстанемся. Я уеду в Читу, а он будет до воскресенья жить в гостинице Баргузин в 344 комнате, а потом уедет в Монголию. Так что заходите к нему в гости.


Центр буддизма в России находится в Бурятии, на окраине города Иволгинска. Иволгинский дацан - буддистский монастырь (который на самом деле не монастырь), когда-то посещённый незабвенным Кротовым.
Приехал я туда вместе с английским стопщиком Сэмом. От Улан-Удэ ходят туда автобусы за 20 рублей. Мы достопились до Иволгинска, а от туда уже уехали на маршрутке, заплатив по 8 рублей. В принципе от Иволгинска уже можно и пешком дойти.
Дацан представляет собой скопление домиков (около ста), обнесённое забором. Главный храм виден издалека. Ещё с дороги он начинает выделяться золотом на фоне серой равнины и гор на горизонте. Вокруг него имеется ещё около пяти таких же красивых и расписных домиков: храмы и жилища Лам. За ними скопились множество (40-50) обычных домиков. В них живут ученики. В эти-то домики мы и желали вписаться. Вообще на территории дацана сейчас строится гостиница. Не знаю, будет ли она платной, но официально дацан сейчас не вписывает.

Ивольгинский
дацан
(61 Kb)

В округе уже развернулась небольшая туристическая инфраструктура: кафешка-магазин, десяток ларьков с сувенирами. (Я до сих пор жалею, что не купил тогда какой-нибудь буддистский колокольчик. Как бы прикольно он смотрелся у меня над компьютером.) Имеется ещё с десяток домиков вне ограды. Видимо там живут работники магазина.
По сути дацан и не монастырь вовсе. Это буддистский аналог православной семинарии. Официально это учебное заведение, в которое после школы поступают мальчики (не только бурятские: я слышал, что в дацане обитает даже белорус), сдавая экзамены.
Обучение проходит несколько лет, в процессе которых ученики принимают разнообразные монашеские обеты: вегетарианства, безбрачия и тд. В результате получается лама - учитель.
Чтобы прозондировать почву о ночлеге мы обратились сначала к торговке сувенирами у входа. Она нам порекомендовала нам обратиться к Вадиму из седьмого домика. По её словам, он в дацане исполнял обязанности завхоза. Ещё можно обратиться к Юре из 18 домика.
Вадима не оказалось дома. Он куда-то уехал. В домике Юры нам сказали, что Юры тоже нет, и послали нас в главный дом - дом лам. Там большой и толстый лама (да достигнет он нирваны) сказал, что здесь невозможно вписаться, разве что на полу в каком-нибудь домике и порекомендовал нам обратиться в 12 домик к белорусу. Как и следовало ожидать, моего "земляка" тоже дома не оказалось.
Разочарованные, но не унывающие, мы с Сэмом пошли в кафе. Сэм вздумал угостить меня пивом. "Celebration," - аргументировал он своё предложение. Отмечать он собрался наше расставание. Завтра наши пути расходились.
Мы купили двухлитровую бутылку пива и ещё много чего. Посидели, попили чаю и уже собрались идти в лес, ставить палатку. Но на выходе из кафе с нами заговорил бурят. Это оказался монах дацана. Он очень удивился, что мой попутчик - англичанин. Спросил, куда мы сейчас идём. Я сказал, в лес, палатку ставить. В ответ он вписал нас к себе в домик. А мы подумали о пиве в моём рюкзаке. Нескоро его теперь мы выпьем...
Домик состоял из двух комнат плюс кухня. В жилой комнате находилось 5 кроватей, комод и алтарь.
Туалет даже не во дворе. Хуже. Он за забором. Так как территория дацана священная земля, жителям приходится бегать за ограду.
На кухне хозяйничал молодой бурят. Как его звали, я уже не помню. Помню только, что его имя переводится в бурятского, как Снайпер. Только мы успели съесть по бичпакету, как у Снайпера приготовился плов, и он начал им нас угощать.
Другого обитателя домика звали Алдар. Он учился уже не первый год. Сказал, что у них в домике (№32) часто вписываются такие, как мы. Он любит общаться на тему путешествий. У него даже диван в прихожей стоит специально для гостей.
У меня с ним завязался долгий разговор про буддизм. Точнее это был не разговор. Алдар мне рассказывал про колесо Сансары, реинкарнацию, жизнь Будды и про жизнь, которая есть страдание. Вскоре я заслушался и перестал переводить. Сэм молча сидел и наслаждался непонятной русской речью.

Ещё он рассказал мне другую историю. Об этом случае я когда-то видел репортаж по телевизору в новостях.
80(?) лет назад жил некий лама, имя которого я, конечно, тоже забыл. Он был уже стариком. Однажды он приказал своим ученикам читать молитву (мантру?) о себе, как об умершем. Ученики не сразу согласились выполнить его приказание, но он настаивал. Старик сел в позу лотоса и вошёл в медитацию. 3 дня он медитировал, а потом умер.
Но завещал он не сжечь себя, как сжигают всех буддистов, а закопать. Его закопали. А ещё он завещал откопать его через 70 лет. В 90-х его откопали. Он оказался не только нетленным, но даже без признаков высыхания. Как будто только что умер.
Сейчас он сидит на третьем этаже главного храма. Ежегодно на какой-то праздник его выносят на обозрение туристов. Буддисты верят, что он не умер, а просто до сих пор медитирует.


Ивольгинский
дацан
(86 Kb)




Сущность дороги Чита-Хабаровск

Запись в гостевой книге моего сайта (edited):
[Благовещенск][9th April 2004, 08:19:45]
Вот я и прошёл дорогу Чита-Хабаровск (почти прошёл) на резиновых колёсах. Как ни странно сложнее всего было добраться до Чернышевска. Дальше пошло покатило, если не учитывать плохую (очень) дорогу и, соответственно, низкую скорость машин.


Карта дороги
Чита-Хабаровск
(86 Kb)

Как всем известно, теперь до Владивостока можно добраться на резиновых колёсах не только зимой. После открытия Путиным моста через реку Амур Читу и Хабаровск связывает ровная и хорошая дорога. Ну, может быть не очень ровная. Да и хорошей всерьёз её может назвать только человек, никогда не видевший асфальта. Но, по крайней мере, она там есть и по ней открыто сквозное движение (а именно это важно для автостопщика).
А если серьёзно, мне понравились эти полторы тысячи километров без асфальта. Подвозят неплохо; водители хорошие, разговорчивые, интересные; природа дикая и экзотическая; и, главное, места легендарные.

автодорога
Чита-Хабаровск
(114 Kb)

Подземный переход
(65 Kb)

Движение на запад
Думаю, ехать по ней быстрее на запад (хоть на восток и интересней). На запад огромным потоком (около 20-25 машин в час) едут перегонщики японских машин. Вы наверняка впишетесь к одному из них и проскочите всю дорогу за 2-3 дня. Их сложно будет остановить, но вполне реально впроситься возле кафешки. Я ехал с одним таким на кране от Дальнереченска до Невера (ох и намучился я с ним (ибо он хохол. Нет, не украинец, а хохол)), где пересел на БАМ. Я считаю вероятность вписаться к перегонщику сохраняется аж до Урала.
Движение на восток
Путь на восток занимает от семи до десяти дней, но он более интересен. Он интересней хотя бы потому, что сложнее. Хотя летом это может быть и неприятно из-за комаров. Я ездил весной, когда комаров ещё не было.
Поток на восток примерно 3-8 машин в час. Так что автостоп успевает превращаться в ожидание машины. Можно расслабиться и сидя на рюкзаке почитать какую-нибудь книжку или перекусить. Подбирает если не каждая машина, то по крайней мере третья - четвёртая.
Как ни странно, самые сложные участки - это начало и конец. Сложно добраться от Читы до Чернышевска (может мне так показалось с непривычки): исчезающее количество машин и плохая застапливаемость. Есть небольшая вероятность дальней машины: на посту в Чите видел дальнобойщика на Чукотку! Вёз он линолеум. В 140 километрах от Читы заканчивается асфальт. Федералка проходит в 10 километрах севернее Шилки, затем идёт прямо на Чернышевск, оставляя Нерчинск в 30 километрах к югу. От Чернышевска дорога идёт до Бушулея и дальше прямо, оставляя знаменитое Зилово на севере. Далее она образует перекрёсток: Урюм 7 км налево, Усть-Карск 59 км направо. До этого перекрёстка я доехал к вечеру второго дня, где вписался в вахтовый посёлок к мостостроевцам. Они не позволили мне сварить еду на своей плите и накормили меня своим супом. Они закончили мост, осталось только сдать его. Рабочие уехали, так что спал я на кровате в вагончике.

Так я жил
на вахте
(78 Kb)

Далее я ехал на Камазе. Весёлый и жизнерадостный дальнобойщик вёз меня в Могочу, рассказывая про штурмы реки Шилки в незапамятные бездорожные зимы. От поворота на Сбегу федералка становится невыносимо кочковатой: на Камазе мы ехали со скоростью 10 км/час. Есть другая дорога: через Давендовский перевал, но туда почему-то никто не ездит. Вскоре мы свернули на ужасную просеку (я серьёзно: это была по всем признакам просто просека!) и по ней выехали прямо в Ключевскую. Самое ужасное, что перегонные иномарки тоже ехали по этой просеке (а она, как и полагается любой просеке, была одноколейкой). Вид цивильной иномарки в луже между деревьями конечно поражает. В Могочу федералка тоже не заходит, а оставляет её в 10 км на севере и идёт в Таптугары почти вдоль железки.
Далее была прямая машина до Ерофея Павловича. Вы не поверите: это перегонный японский джип. Только ехал он не в ту сторону: его гнали из Новосибирска в Якутию. Неисповедимы пути перегонщиков. На повороте на Ерофей Павлович я нашёл свою третью ночёвку.
На следующее утро я доехал до Тахтамыгды в кузове газели. Ох, не ездите в кузове летом по грунтовке. Запылился я основательно.
От Невера я поймал прямую машину (японскую "газельку") в Благовещенск. На самом деле, это вполне реально. С Якутии едут много Амурских дальнобойщиков, можно рассчитывать на них.

Благовещенск
(а за Амуром Китай)
(47 Kb)

Парк Дружбы
России и Китая
в Благовещенске
(74 Kb)

Сложный участок от Белогорска до Биробиджана. К малому количеству машин уже привыкаешь, но тут они перестают застапливаться. На это я потратил 3 дня.
На участке Биробиджан-Хабаровск ловите прямую машину. Из Биробиджана на восток легко выбираться по путям. Пару километров от вокзала до второго переезда и вы на выезде на позиции.
На последок могу сказать, что всё это вы зря прочитали. Дорога строится приличными темпами, улучшается покрытие, изменяется поток машин, уменьшается количество вахтовых посёлков дорожников. Путин обещает заасфальтировать всё к 2008 году. Лично мне в это не верится, но опасность, что всю эту красотищу закатают вскорости в асфальт остаётся. Так что торопитесь видеть.

Отмечаем Пасху
со строителями
жд-тунеля
(98 Kb)

Пятая нога
у коровы
(62 Kb)



Ограбление

Запись в гостевой книге моего сайта (edited):
[14th April 2004, 07:03:30]
Вот я и проехал всю россию на резиновых колёсах. А тут тепло! Спасибо доброму народу России за подвоз. Отдельное спасибо Биробиджанским добрым и отзывчивым бандитам, ограбившим меня. Но об этом позже и подробнее.
Значит небу так надо...


Произошло это неподалёку от деревни Двуречье Еврейской автономной области. Застопилась легковушка. В ней я увидел уже знакомые мне лица: трое парней уже расспрашивали меня в вышеупомянутой деревне. Тогда было всё вполне мирно, они даже ни с того ни с сего подарили мне полбуханки хлеба. В машине сидели двое из них. За рулём сидел незнакомый мне человек. Из разговора выяснилось, что он мент. Ехали они в Биробиджан.
Тот, который подарил мне хлеб, всё хотел от меня добиться: "В чём смысл? Вот ты едешь, а в чём смысл?". Я пытался объяснить, что "смысл" как раз в дороге и в том, что я вижу по пути. Но понять он это не мог и спрашивал повторно: "В чём смысл?"
"А где ты лавэ берёшь?" Я не сразу понял, что такое лавэ... "Ну, воруешь, что ли?" - уточнил он.
"Деньги на еду я из дома беру," - ответил я.
"Ты только не думай, что мы тебя ограбить хотим," - раскрыл карты один из них, - "Сколько у тебя сейчас денег?"
Поняв из намерение, я уменьшил сумму: "200 рублей".
Они "предложили" заплатить их за подвоз: "на бензин". Я попытался отказаться от их услуг. Они не захотели останавливаться. В конце концов эти деньги были из меня вынуты.
Угрожая обыском (а мне этого ОЧЕНЬ не хотелось) они вытянули из меня информацию о ещё 500 рублях заначки. Разумеется, эти деньги тоже перекочевали к ним.
Наконец-то они остановили машину, и я вышел. "Через пару часов я буду возвращаться" - сказал "мент", - "если увижу тебя здесь, вообще закопаю".
Во время шмона даритель хлеба взял у меня мою визитку (так что он, возможно, читает эти строки, хотя я сомневаюсь, что у него хватит мозгов на интернет), а в ней указан мой сотовый номер. Они могли догадаться, что у меня есть сотовый. Так что мне всё ещё было, что терять. Как только они скрылись за поворотом, я рванул в тайгу.

Судите сами, в чём моя ошибка. Кое-кто может сказать, что у меня не хватило мудрости в моём языке. Но я не думаю, что от них было реально отбрехаться. В кулаках у меня силы тоже маловато (не на троих же). К тому же у них была реальная возможность пристрелить меня безнаказанно: тайга, до ближайшего населённого пункта 30 км, поток машин одна в 10 минут. Препятствовала этому только их совесть. А я уже убедился, что она у них держится на соплях.
Я не должен был допустить шмона: в рюкзаке был бинокль (400 р), фотоаппарат (700 р), сотовый (3000 р). К тому же у меня была ещё одна заначка в 500 р. :) Мне не помогло правильное поведение в экстремальной ситуации, так пусть же поможет правильное отношение к этому.
Поразмыслив над этим часок в тайге, я вышел на дорогу и застопил первую же машину дальше на восток. Поездка продолжалась!
На протяжении поездки я не заметил, чтобы я страдал от безденежья. Тушёнка, пиво и мороженное регулярно попадала в мой желудок (пиво реже). Так может быть, это ограбление было нужно для завершения поездки. Я расцениваю это не как неудачу, а как составную часть поездки.

"В чём смысл?" - этот вопрос я слышал десятки раз от совершенно разных людей: предпринимателей, бандитов, пьяниц, ментов. Мне показалось, что этот вопрос возникает всё чаще по мере продвижения на восток. Видимо эти люди уже давно не делали ничего без смысла "срубить бабок", просто для удовольствия. И мысль о том, что можно ехать куда-то, просто для удовольствия не укладывалось в их систему мира.


Владивостокский океан
В целом мне Владивосток понравился больше Хабаровска (хотя я слышал и противоположное мнение). Может это потому, что я люблю море и просторы. В Хабаровске больше парков, но зато Владивосток - просторный, южный, солнечный город с дорогами-серпантинами, почти как в Сочи (опять Сочи, он повсюду).
Вписки во Владивостоке я не нашёл. Да я и не старался найти ночлег. Возле моря я обычно ночую на берегу. Для этого есть неплохое место прямо за станцией электрички Моргородок (Как в Сочи станция 73 км). Думаю летом на том пляже не так спокойно, но весной я даже костёр разводил, кашу варил.

На берегу
Тихого океана
(38 Kb)

Вечером, ложась спать, я боялся, что прилив (который я никогда раньше не видел) может затопить меня. Но к утру произошёл отлив.
Весь следующий день я гулял по Владивостоку. Был тёплый солнечный день. Не торопясь, я дошёл до вокзала, полазил по морвокзалу и уехал на электричке опять в Моргородок (2-3 станции). Ночевал я опять на том же пляже.

На улицах
Владивостока
Бигфуты
(74 Kb)

Смешной плакат
во Владивостоке
(81 Kb)

Вид на Владивосток
с фуникулёра
(72 Kb)

Я решил больше не тратить время на Владивосток и поехал в Находку. Находка понравилась мне меньше: размазанный город. Кое-как нашёл какое-то подобие центра. Там судьба привела меня на фотовыставку "Россия-Индия", организованную некой сектой Рериховцев. Оказалось, эта выставка приехала из Сочи (центр у них там). Приятный повод вспомнить о дацане.

Находка
(86 Kb)

Ночевал я опять в палатке. На сопке недалеко от вокзала.
На память об океане я привёз домой пол-литра океанской воды. Она пополнила мою коллекцию воды: Чёрное море, Финский залив, Висла (Варшава), теперь и Тихий океан.

Въездная стелла
Владивостока
(51 Kb)



Перегонные страсти
Как вы все знаете, на дороге Чита-Владивосток существуют перегонщики японских машин. Но не многие знают (хотя многие догадываются), что на этой дороге существуют ещё и бандиты, которые этих перегонщиков стригут.
Возвращаясь обратно и не желая ехать на локале участок Биробиджан-Благовещенск (почему? см. выше) я решил вписаться к перегонщику и доехать с ним сразу до Сковородино, где я собирался пересаживаться на БАМ. На стоянке на выезде из Дальнереченска я нашёл такового: это был Олег. Его личность заслуживает отдельного описания, но сейчас я не о нем. Гнал он кран в Екатеринбург. В кузове стоял ещё один кран.

Едем домой
(49 Kb)

Некоторые умельцы умудряются поставить в кузов верхнего грузовика ещё один маленький грузовечёк. На перегонном жаргоне это называется "ёлочка".
Оседлать перегонщика я хотел с целью избежать неприятностей со шпаной, но я и не подумал, что подвергаю себя другим приключениям. Стригут перегонщиков во многих местах: могут подойти ещё на рынке во Владивостоке, Находке или Уссурийске. Затем с вами могут попытаться выйти на контакт при транзите Уссурийска. Но главную сложность представляет проезд города Хабаровска. Впрочем, сложностей нет, если вы готовы платить. За легковушку требуют (по разным данным) от 100 до 200 долларов. Если машина дорогая или перегонщик торгуется, могут загнуть до 1000 долларов.
К вечеру мы приблизились въездного поста Хабаровска. Олег остановился на стоянке возле поста. Олег рассказывал, что ближе к Хабаровску есть ещё один пост, но менты на том посту повязаны с бандитами. Когда тебя останавливают, ведут на пост, где подробно расспрашивают о том, как далеко ты едешь (соответственно много ли у тебя денег), есть ли оружие для самообороны и тд. Затем вся эта информация попадает бандитам, и они уже занимаются тобой основательнее.
Для транзита Хабаровска есть несколько способов. Можно ехать в "объезд" (есть там такая дорога, которая вливается в город, минуя посты), и если это сделать рано утром и, если повезёт, то бандиты могут тебя не заметить. Если у вас хорошая машина, можно просто от бандитов уехать, но придётся превышать скорость. Если у вас тяжёлый грузовик, можно просто не останавливаться и таранить тех, кто ставит свои машины у вас на пути с целью остановить вас. Но тогда нужно будет ремонтировать бампер (не известно, что дороже: ремонт или "пошлина"). Ещё говорят, были случаи, что таких нерадивых перегонщиков грузовиков просто расстреливали на трассе.
У Олега был свой способ транзита. У него был знакомый мент (опер) в Хабаровске. Он вызвонил его по сотовому, и теперь мы ждали его на посту.
Опер был представлен в двух экземплярах. Один сел к нам в кабину, другой (видимо главный) ехал на легковушке рядом. Интересности начались буквально через 10 метров от поста. Белая легковушка без номеров вынырнула из какой-то подворотни перед самым нашим грузовиком. Она притормозила, подставляя зад и давая понять, что она не просто так. Пассажирская дверь (левая) открылась. Из неё выглянул мужик и долго оценивающе нас разглядывал. Вскоре появилась и вторая машина: черная, но тоже без номеров. Так бы они и сопровождали нас до самого выезда из города, если бы не наш опер. Как я потом узнал от Олега, он остановил одну из этих машин и вышел "покурить". Они его узнали и уехали.
Так мы и доехали до выезда из города. Пост, где мы наметили расставаться, находился километрах в двадцати от Хабаровска. Олег расплатился (полкило красной икры и 1000 рублей) и мы поехали дальше.
К этому времени уже стемнело. Мы опасливо поглядывали в зеркала заднего вида. Наши опасения подтвердились: вдали показались фары. Олег ударил по газам.
- Набери номер Олега (опера тоже звали Олег), - сказал мне Олег, - пусть он будет у тебя наготове.
Я достал телефон. Он не ловил сеть. Теперь мы были одни.
Фары приближались. Вот они нас уже обгоняют. Это джип. Он без номеров. Точно бандиты. А, нет. Это перегонщик.
От сердца отлегло. Мы прошли Хабаровск!


Поездка по БАМу

Запись в гостевой книге моего сайта (edited):
[Вязьма][9th May 2004, 15:40:20]
После Дальнего востока я поехал на БАМ. От Тынды до Тайшета я проехал на локомотивах товарных поездов. Это были 4 дня непрерывного и неповторимого удовольствия езды на локомотивах.


Начал свой путь по БАМу я не на локомотиве. Мне подвернулось странное создание: Аска. Это транспорт очень похожий на автобус, но едит он по рельсам. В центре салона находится печка.

Погрузка
в Аску
на БАМе
(52 Kb)

Со времени выхода бумажного издания Вольной Энциклопедии, на БАМе поменялись станции перепрецепки. Теперь от Тынды вы будете ехать так:
Тында -(длинна перегона: 8ч)- Юктали -(3ч)- Хани -(4ч)- Чара -(6.5ч)- Таксимо -(9ч)- Северобайкальск -(8ч)- Лена (г. Усть-Кут) -(?ч)- Коршуниха (Железногорск-Илимский) -(5ч)- Вихоревка -(6ч)- Тайшет.
Участок Тында-Тайшет, приблизительно 2000 км, я прошёл за четверо суток. Иногда уезжал через полчаса после прибытия, иногда, как например в Хани, приходилось ожидать локомотива до пяти часов.
Берут хорошо. Чем восточнее, тем лучше. При движении на запад первые зашугались в Таксимо, но всё равно взяли. Просто сказали, чтобы я не высовывался из окон.
Примерно половина перегонов я ехал один в кабине. Другую половину со мной в кабине были другие пассажиры. Машинисты, вохровцы, дефектоскопщики со спиртом в термосе. Многие хотят доехать на работу или домой на халяву.
Как и везде, местные жалуются на жизнь. На БАМе действительно почти единственное место работы - это железная дорога. Зато она то уж закрываться не собирается. Я ожидал увидеть большее запустение.
Наконец-то закончили строительство Северомуйского тоннеля. Длинна 15 км. Старый серпантин тоже оставили. Говорят, что на случай обрушения тоннеля. А чтобы она вся не соржавела сразу по ней оставили движение. Все пригородные пассажирские поезда едут в объезд по ней. По тоннелю можно проехать только на товарняке.

Въезд в
Северомуйский
тонель (15 км)
(58 Kb)

В Лене наверное был первый машинист, который меня не взял. Так он ещё и нажаловался на меня по рации ВОХРовцам. Брать меня прибежали аж четверо охранников. Я сказался опоздавшим на электричку. Сказал, что еду только на электричках. Сказал, что в локомотивы почти никто не берёт. Обыскали рюкзак, посмотрели паспорт и отпустили. Напугавшись, я устопился в сторону Коршунихи (следующей станции), но не доехал. Стоп здесь хреновый - и не пытайтесь. В деревне пообщался с очередными баптистами и вечером подсел на электричку. Кондуктор, выслушав мою историю про добирание из Владивостока в Москву и про ограбление, сказала: "Господии..." и прошла мимо.
Двигаться по БАМу быстрее, чем по югу автостопом через Иркутск. Там очень сложный участок Тайшет - Иркутск, немного менее сложный Улан-Удэ - Чита. Конечно, там множество интересных мест, но если вы торопитесь надо ехать по БАМу. Езда по БАМу приятная, комфортная, спокойная и не напрягающая. После этой поездки вы почувствуете себя отдохнувшими, как после вписки. Разве что помыться на БАМе негде...

Я в виде
машиниста электровоза
(62 Kb)

Виды БАМа
(65 Kb)

Граница Якутии
и Читинской обл
(58 Kb)

ДРУГИЕ НОМЕРА
НЕ НАБИРАЮТСЯ
(55 Kb)

Подъезжаем к Тайшету
(91 Kb)



Красноярские столбы

Запись в гостевой книге моего сайта (edited):
[Вязьма][9th May 2004, 15:40:20]
На Красноярских столбах я завис на 2 ночи. Конечно, туда надо ехать вдвоём и с двумя фотоаппаратами. Может какнить окажусь там с кем-нибудь ещё, кроме себя. Хотелось бы найти какого-нибудь местного человека, чтобы далеко ехать в паре не пришлось.


План столбов
(82 Kb)

Знаменитые Красноярские столбы находятся на южной окраине города. До них даже ходит городской автобус. От остановки надо пройти 100 метров по направлению от города, затем вдоль русла реки налево по дороге 2 км до КПП. Проход пока свободный. Затем вам придётся ещё протопать километров 6 по крутой дороге до первого столба.
После КПП наступает заповедник. Там жечь костры и ставить палатку нельзя. Но перед КПП имеется 2 км отличного русла (горной) реки. На берегу можно и палатку ставить, и костры жечь, и стираться в реке, и разбрасывать пластиковые бутылки (многие в этом преуспели).
Столбы - это нагромождения округлых камней (похоже песчаник) высотой до 90 метров. По ним очень удобно и интересно лазить. Забраться можно почти на любой уступ, хоть снизу он может казаться недостижимым. Сверху видна окраина Красноярска, тайга, тайга, тайга на сопках.
Красноярские столбы даже породили специальную разновидность альпинизма - столбизм. Представители этого вида спорта в больших количествах лазают по столбам, свысока (в обоих смыслах) поглядывая на нас - "туристов с фотоаппаратами".
Будете в Красноярске летом, обязательно заезжайте на столбы.
На входе я видел интересный рекламный плакат: "Полис страховой компании "Надежда" защитит вас от клещевого энцифалита". Интерестно, а кому этот полис показывать надо: клещу или сразу самому энцифалиту?

Красноярские
столбы
(84 Kb)

Красноярские
столбы
(75 Kb)

Красноярские
столбы
(79 Kb)

Красноярские
столбы
(70 Kb)




Снежные вершины Урала
Если вы хотите увидеть Уральские горы, вам надо ехать по южному пути: через Челябинск.
Вообще, на какой дороге поток машин больше - вопрос спорный. Как я понял, есть приверженцы, как того, так и другого пути. На обеих дорогах водители меня уверяли, что все машины едут именно здесь, а по той (другой) дороге никто не ездит.
Северный путь (Екатеринбург-Тюмень) лучше тем, что на нём мало подъёмов и спусков. Но он не такой красивый, как южный путь. Ещё его сложно проходить в Пермской области: пути путаные и непонятные. Я понял только то, что дальнобои не идут через Пермь, а едут через Осу. Где они на неё поворачивают (в Ижевске или раньше), и где выходят на Екатеринбургскую трассу (в Перми или позже), осталось загадкой. Короче: ловите прямую машину или езжайте через Пермь, как сделал я.
Южный путь (Челябинск-Курган) красивее и круче. Дальних Камазов-Мазов почти нет. Зато множество Самарских автовозов Скания. Сложность здесь только после Кургана. Через Казахстан уже никто не ездит. Путь от Кургана до Омска пролегает так: Курган-Макушино или Петухово (точно не знаю)-Частоозерье-Бердюжье-Ишим-Омск.
Весной на южном пути ждите холодов и ветров: горы всё-таки.


Водилы:
автовозчик Юра
Когда я ехал от дома меня подвозил дальнобойщик по имени Юра. Ехали мы с ним далеко (2 дня), так что успели сдружиться.
И вот на обратном пути я увидел на стоянке на объездной Челябинска до боли знакомый автовоз Скания. Подошёл, постучал. В кабине оказалась женщина. Спросил: "водителя случайно не Юра зовут?" "Юра", - отвечает. Он спал. Я не хотел будить его по такому пустяку, как разговор, и решил подождать. После более часа ожидания Юра проснулся. Подхожу, здороваюсь. Дык, это же не мой Юра!
Это же надо! Ведь совпало всё: 63 регион, Скания, Автовоз, имя. Только личность не совпала. :(


православный Сергей
Дальнобойщик из Владимира. Ехали мы с ним от Златоуста. Наверное, самый комфортный драйвер, который когда-либо меня подвозил. Принципиально живёт в деревне. Помогает строить православную церковь. Канонический верующий. Моя любимая тема (религия) была основной всю дорогу.
У меня к тому времени оставалось 60 рублей. Конечно, не разгуляешься, но этого больше чем достаточно, чтобы доехать с Урала. Я хотел платить за себя сам, но Сергей сам напросился кормить меня за свой счёт. Мало того на прощание он всучил мне 50 рублей. Я, честно, не хотел брать. Зачем мне такая прорва денег в двухстах километрах от Москвы.
- Возьми, возьми. Сходишь в церковь, свечку за меня поставишь.
Ну что ж, придётся идти. :)


Попутчики:
Дефектоскопщики на БАМе
На БАМе в "мой" локомотив подсели однажды двое дефектоскопщиков, достали термос и стали пить "чай". Предложили мне. Оказалось спирт. Пришлось отказаться.
- А почему спирт в термосе, - спросил я.
- Работа такая, - вздохнули они.
Их работа заключается в том, чтобы катить по рельсам специальный прибор, который ультразвуком определяет дефекты рельсов. Чтобы прибор работал необходимо, чтобы он плотно касался рельсы. Для этого нужна смазка. Летом, когда тепло, применяют воду. Но зимой вода замерзает. Тогда используют спирт. По их словам им ежедневно выдают по 40 литров спирта. Да им за вредность ещё и молоко давать надо!

Хакас
Автостопное учение живёт в народе. Иногда в не очень правильном виде.
Под Новосибирском мой путь пересёкся с автостопщиком из Хакасии. Он хакас. 21 год. Насмотрелся передач про крутых автостопщиков, сбежал от матери, не сказав куда едет, и поехал в Ростов-на-Дону к своему сослуживцу. По его словам дальнобойщик, который подвозил его, обещал позвонить его матери и сказать, что он уехал не в соседний Абакан, а в Ростов. Представляю шок матери.
Из дома он взял сумку, картошки, одеяло и 500 рублей, которые у него уже успели украсть. В Новосибирске его пригласил к себе некий "доброжелатель", они с ним забухали, а на утро пятиста рублей у него уже не было. На вопросы "где деньги" хозяин квартиры отвечал: "Не знаю, не видел".
Домой он собирается вернуться к осени.



На главную страницу


Hosted by uCoz